English

Психологическое стремление к стабильности как фактор личностной и социальной эволюции человека и источник образования психических, психологических и психосоматических травм

Год публикации: 2015

Автор: Шамиль Ташаев

PTPPPA 2015 — 1й Международный Конгресс Психической Травмы: Пренатальный, Перинатальный и Постнатальный Аспекты

15 — 16 мая 2015, Белград, Сербия

Отличительная особенность всего живого, включая человека, это наличие определенных потребностей. Потребности условно можно разделить на витальные (они участвуют в сохранении жизни) и высшие потребности развития психических и духовных свойств живого. Однако исследование свойств некоторых потребностей, даже витальных, осталось вне поля зрения науки.
Например, потребность экспансии во внешнюю среду. Отсутствие должного удовлетворения данной потребности ведет к вымиранию и прекращению развития любой живой системы, включая человека. Когда мы говорим отсутствие удовлетворения потребности, мы понимаем под этим почти полное истощение компенсаторных механизмов выживания организма, то есть образование дистресса. Дистресс, в свою очередь, через определенные психофизиологические механизмы дает возможность бессознательным элементам восприятия включиться в процесс выживания организма и повысить его стрессоустойчивость. Иногда это становится новой ступенькой эволюции развития организма, если приобретенное качество передается по наследству.
Экспансия одних видов всегда сопряжена с нарушением границ существования других, что входит в противоречие с личными интересами последних[1]. Данная потребность напрямую связана с другими потребностями, например, психологическая потребность в стабильности сложившихся обстоятельств. Стабильность это неизменность, благоприятных обстоятельств среды. По причине отсутствия в природе стабильности как таковой, она не может быть удовлетворена ни у индивидуума, ни в обществе.
Удовлетворение потребности в экспансии, с одной стороны, обеспечивает выживание человека за счет освобождения от старого, отжившего и доступа к новым источникам энергии и строительного материала (витальные функции). С другой стороны, она формирует неуничтожимые противоречия, способствующие эволюционным процессам в физическом, психологическом и психическом развитии Человека и формирует связи между сферами сознательной и бессознательной частей восприятия. В этом смысле данная потребность относится к высшим потребностям.
К группе высших потребностей относится и психологическая потребность в стабильности обстоятельств. Стремление к стабильности создает мотивации, перерабатывает и изменяет их при необходимости во времени.
Таким образом, стремление к стабильности косвенно обеспечивает:

  • возникновение и развитие производных составляющих деятельности человека во внешней среде, например социум. Социум, в свою очередь, стимулирует мотивационную деятельность и вызывает личностный рост человека, путем развития его природных задатков;
  • возникновение и развитие внутреннего мира человека, то есть его духовной составляющей, когда появляется ощущение присутствия трансцендентного, до появления которого человек был просто еще одним творением в мире других тварностей и мог совсем затеряться в мире «вещей»;
  • становление человека на путь индивидуации и абсолютной неповторимости, то есть, Космичность человеческой сущности, его информационного бессмертия, когда каждый его шаг становится событием космического масштаба ввиду принципиальной невозможности повторения составляющей его сущность информации[2].

Учитывая, что все существующее во Вселенной имеет свою определенную информационную значимость, а информация без носителя не существует, можно предположить, что ненадлежащее удовлетворение перечисленных потребностей закономерно создает условия дистресса и становится источником образования психических, психологических и психосоматических травм. Преодоление травм естественным путем становится источником новых эволюционных преобразований живого и его производных. Купирование травм при помощи различного вида психологических и психотерапевтических средств современной науки и практики значительно ускоряет эволюционные преобразования живого и его производных.

Актуальность данной работы в том, что она исследует механизмы психосоматической патологии во всех аспектах развития человека (начиная с перинатального, родового и раннего постнатального периода) и тем самым раскрывает возможные механизмы возникновения психологических и психосоматических травм, открывая возможность их эффективной терапии.

Цель работы — исследование связи конкретных причин психологических, психических и психосоматических травм, проявляемых во взрослой жизни человека и времени возникновения предпосылок, данных травм (перинатальный, родовой и ранний постнатальный периоды) с его неистребимой потребностью достичь стабильного положения в жизни.

Данная работа является пилотным исследованием предпосылок, возникающих в области связи более ранних травм (перинатальный, родовой и ранний постнатальный периоды) с травмой взрослого периода развития человека. Кроме того, акцент нашего внимания смещен именно на ненадлежащее удовлетворение таких потребностей как потребность в экспансии и психологического стремления к стабильности, что наиболее выпукло отслеживается на детях, рожденных при помощи внепланового экстренного Кесарева сечения.

Проследим сказанное на двух наших испытуемых, участвовавших в программе по возрастной регрессии в полном бодрствующем состоянии по Ш.С. Ташаеву (3).

Испытуемая Р., двадцатичетырехлетняя женщина с высшим образованием, аспирантка первого года обучения, состоит в гражданском браке в течение двух лет. Обратилась к нам с просьбой помочь ей прожить чувство вины перед родителями и купировать приступы скрытой агрессии к ним, наладив теплые семейные отношения.

В анамнезе рождение недоношенными (восьмимесячными) близнецов посредством срочного Кесарева сечения (вместе со своим двойняшкой братом). Случай интересен тем, что в «материале» возрастной регрессии присутствовали все классические стороны травмирующих «сюжетов», начиная от перинатального периода и до настоящего времени, когда испытуемая обратилась к нам за помощью. Ниже мы приведем некоторые выдержки из сюжетов в том виде, в каком они проявлялись во время возрастной регрессии, но с моими (В. — ведущий) и ее (Р.) комментариями при обсуждении материала регрессии.

В. Что бы ты хотела себе разрешить (традиционный вопрос перед вовлечением испытуемого в процесс возрастной регрессии)?

Р. Наверно любить маму.


Далее идут выдержки из сюжетов возрастной регрессии:

В. Мама говорит папе, что беременна. Где это происходит?

Р. Дома вечером.

В. Папа как реагирует?

Р. Он вроде счастлив, но не полностью. Что-то там было не так...

В. Но что не так?

Р. Он не хочет детей.

В. А как же он мог обрадоваться?

Р. Мне кажется, что он играл для мамы, а на самом деле он не хочет детей. +* Его желание со временем отпало, будто разлюбил маму и отпал вопрос о детях.

В. Когда ты это ощущаешь в утробе, каково твое отношение к отцу?

Р. Я очень зла на него, недовольна. + Я презираю его за это, ощущаю себя брошенной и ненужной. Очень обижаюсь за его измену и предательство.

В. А каково сейчас твое отношение там к маме?

Р. + Посмотрев видео, я почувствовала обиду на маму.

В. Сейчас тебе три месяца в утробе, может около 4-х.

Р. Мама с отцом опять ругаются. Отец, кажется, маму стукнул или толкнул, что-то плохо стало.

В. Ей плохо стало или Вам?

Р. Маме, и что-то на нас с братом как-то отразилось.

В. Нет ощущения, что сейчас выкидыш будет?

Р. Нет, есть ощущение, что повлияло на наше здоровье, или даже не на здоровье, а сказалось на условиях нашей жизни в утробе.

В. Тебе 4-4,5 недельки в утробе, когда ты чувствуешь, что мама не любит.

Р. Я вижу, отец пришел пьяный домой, мама хочет с ним развестись, + Возникло ощущение, что она снова хочет сделать аборт, но ее это уже не волнует.
В. А почему не делает?
Р. Она верит, что он исправится, дети родятся и это укрепит отношения.

В. А почему же ты чувствуешь, что она не любит Вас? Вы как разменная монета?

Р. Да. + Что по сути она нас не любит, а оставляет лишь для своей выгоды. Ее внимание больше сосредоточено на отношениях, на отце.

*значок «+» означает обсуждение материала регрессии постфактум

В. А вот теперь Ваши обсуждения с братом-двойняжкой. О чем Вы говорите там?

Р. Мы с братом хотим что-то плохое сделать. Хотим отомстить им

В. Ну, как? Как в утробе можно отомстить?

Р. Только через маму. Чтобы ей плохо стало.

В. А какие инструменты у Вас, чтобы ей плохо стало?

Р. Мы пинаемся, толкаемся, мы маму пинаем, чтобы получить хоть как-то к себе внимание ее, заботу.. + Возникло ощущение, что мы вредили своему здоровью.

В. А какие-нибудь разговоры с братом в утробе между Вами? Хотя бы несколько.

Р. Он спрашивает меня, а может не стоит так делать.

В. А ты?

Р. У меня такое ощущение, что мной движет месть.

В. Но не может быть, чтобы вот так все было плохо, плохо. И вот очень светлый момент у Вас там в утробе. Куда попала?

Р. Я чувствую, что ситуация наладилась как-то у мамы и пока нет угрозы никакой. Ее родные поддерживают. Мама поддерживает. Такое ощущение, что рядом с ней ее мама, папа, но я не уверена, что они могли приехать на тот момент, не знаю. Ну в общем у нее была какая-то поддержка.

В. Где она сейчас, когда ей хорошо, как она выглядит?

Р. На работе. Она с коллегами разговаривает, жалуется им, не знает, что делать. + Чувствую огромную обиду на маму.

В. Но теперь тебе хорошо, когда мама разговаривает с коллегами?

Р. Ну да, спокойнее намного, но есть опасность, что она неправильно что-то решит. У меня было такое ощущение, что мама с отцом меня уже достали своими проблемами, надоело терпеть, что сил нет. Она хуже нам делала специально.

В. Что предопределило необходимость Кесарево сечения. Что за ситуация?

Р. Мама ударилась животом о какой-то угол или косяк..

В. Сколько вам там в утробе?

Р. Мы уже такие большие. 6 месяцев.

В. она ударилась, дальше что? Как она себя чувствует? Или даже не заметила?

Р. Нет, заметила. Удар больше по брату пришелся и на меня тоже как-то пришелся, потому что мне сейчас не хорошо, у меня шея болит сейчас. + Чувствую сильную агрессию и обиду за то, что родители так с нами неаккуратны, не любят, так еще и боль причиняют, в смысле бьют. Такое ощущение, что, когда мама стукнулась, именно эта ситуация определила кесарево, такое ощущение, что у брата вокруг стало мало околоплодной воды.

В. Хорошо, при этом она легла, потерла место ушиба... Она испугалась?

Р. Да, она испугалась, но такое ощущение, что она продолжает драться что ли, что-то активность какая-то появилась.

Разбирая эти выдержки из регрессии, можно легко заметить, что практически с самого начала, от момента зачатия, данный пренейт постоянно сталкивался с враждебностью окружающей его среды (лоно матери) в связи с дистрессом мамы и неадекватным отношением папы. То есть он не получал адекватного удовлетворения потребности в заботе и уходе. Если принять, что мама, папа и пренейт относительно самостоятельные субъекты, то можно констатировать: Р. и ее брат практически во все время внутриутробного развития находились постоянно в зоне удовлетворения мамой и папой своей потребности в экспансии. Когда такой выброс адреналина, невозможно на ком-то не выместить зло, а это и есть нарушение границ другого субъекта, т е потребность в экспансии за счет другого субъекта. В данном случае была экспансия за счет пренейтов. Естественно это входило в острое противоречие с личным интересом пренейтов и вызывало ответную реакцию Р. и ее брата. Имеется очень большая вероятность того, что именно эти обстоятельства и спровоцировали необходимость экстренного Кесарева сечения и рождение пренейтов восьмимесячными.

В данном случае интересен факт того, что и в момент рождения, и после оного дистресс у пренейтов продолжался, причем здесь уже вмешивалось психологическое стремление к стабильности.

В целях экономии объема публикации, процесс Кесарева сечения будем описывать без вопросов ведущего, отделяя фрагменты сюжетов друг от друга лишь многоточием.

Мы с братом вверх головой. Я ближе к выходу, схватки отсутствуют;

Мама себя плохо почувствовала и попала в больницу. Делали стимуляцию, но схваток так и не было... давили на животик мамы... давление пришлось по голове, так как мы вниз ногами... Они хотят, чтобы я вышла, а я не хочу, так как чувствую злость, месть и обиду. Мне не мир не нравится, а люди эти и мама не нравится. + И папа.

После первой стимуляции сделали вторую... не подействовало... я чувствую, что мне сейчас тесно очень и жарко, давление такое сейчас.

Врачи говорят, что не хотят идти. Они все пробуют насильно нас вытолкать. А я не хочу выходить, я хочу им сделать назло...А братик в это время пассивен он какой-то слабый, вялый. Вот после удара ему как-то нехорошо... Вот они нас толкают, а я держусь, не хочу выходить, как будто держусь, упираюсь. Они говорят, что не получается, давайте Кесарево сделаем... брату плохо становится, ему и до этого было очень плохо, видимо поэтому мама пришла в больницу.

Маме тоже плохо...когда нас выталкивали, мама была без наркоза, потом, они понимают, что смысла нет толкать и вводят маме наркоз и делают операцию... "Опасность, что-то быстро происходит. Что-то состояние ухудшается«...«у нас с братом плохо все. + Я почувствовала, что ухудшалось состояние мамы и брата одновременно. Что что-то не так идет у них».. "Кесарево неплановое. + Я почувствовала, что врачи хотели провести естественные роды, но резко что-то пошло не так как надо. Ситуация резко изменилась в худшую сторону, она стремительно ухудшается, нужно срочно доставать детей«...слышу: «быстрее, быстрее, надо их вытащить»..." слышу один ребенок умрет«...«+ Посмотрев видео, я почувствовала обиду на маму, что нам с братом там внутри плохо»...
Мама уснула. Ей делают надрез... У меня давление поднимается, я просто вся горю. + Тяжело дышать... Я очень зла. + Страшно от неизвестности...

Мне хочется отомстить, сделать прямо сейчас что-то такое...

«Врач делает поперечный надрез ниже пупка»... " мне горячо, очень жарко. + Начинает болеть шея сзади и нога, которая у меня болит сейчас уже много лет под коленкой левой ноги и икроножная мышца«... «руками взялись за мои ребра, Я испугалась мне страшно и жарко, быстрее из животика. + Я чувствую, что мне не очень хорошо, жар остался, я очень сильно кричу, хочу „выпрыгнуть“ из рук врачей, мне некомфортно, мне не нравится, что меня так держат за ребра, окружающая среда некомфортная. Сейчас чувствую, что у меня болит спина между лопатками ниже шеи. Как будто стукнули сильно». ..
Они вот так вот кожу раздвигают и вот так подмышками меня достают... Легче дышать стало, но удушье есть все равно... Меня достали и брата достали...Брата сразу после меня достали,.. У меня немного давление спало и стало немного легче. «Пуповину еще не отрезали, а достают сразу брата, они очень спешат»... +Почему мне нехорошо — ни у мамы и ни после того, как вытащили?
Сначала меня достали, что-то сделали, потом быстро брата достали, и нам обоим отрезали пуповину. Их торопило что-то"... Да, но моя месть не закончилась. Хочется больно ей сделать. Я очень мамой недовольна...
Сейчас прямо прокол пяточки такой сильный сделали, и у меня энергия какая-то пошла по всей ноге, как по нерву стукаешь. + В этот момент у меня дернулась икроножная мышца левой ноги, т.е. то место, которое сейчас у меня болит"...+ Все это происходит так быстро... сказали, что все нормально и как-то так«...
«Меня вымыли... „Не смотря на то, что меня вытащили оттуда, мне все равно жарко“... »+ Я волнуюсь, переживаю за братика...Врачам что-то не нравится. Они говорят, что дети слабые... с таким пренебрежением «фу, дети слабые»...
«+ Он дышит, но очень осторожно, почти на последнем издыхании. Его шлепают по попе .+ Его голова наклонена вниз, ноги тоже вниз смотрят, в загнутом состоянии. Он кашляет. Он говорит „Сделайте со мной что-нибудь“ (в смысле помощи)»...

"У него тоже кровь взяли из правой пяточки"...«Его не пеленают, смотрят на его состояние, оно очень плохое, что-то им не нравится. Говорят что он очень слабый.

«К маме на кормление меня принесли одну мама в недоумении. Она спрашивает: » где второй ребенок? А они какие-то отмазки находят, чтобы не показывать брата... Он на лечении, его лечат...

«Мама приложила меня к левой груди, молоко не очень вкусное»... + «Я себя нехорошо внутри чувствовала. Но когда меня достали мне тоже не нравилось. Я чувствую себя беззащитной. Отчасти я чувствую, находясь в утробе, что мама меня уже там не очень любит, и очень не хочется в это верить»


Анализ материала регрессии по появлению на свет, на наш взгляд, свидетельствует о полном отсутствии удовлетворения психологической потребности в стабильности.

Раннее детство изобилует также сценами насилия со стороны родителей. На почве описанных выше ситуаций, которые влияли не только на детей, но и на родителей, папа рано ушел из семьи, когда Р. с братом было по 1,5 года. По маминым словам, отец очень много пил, поднимал руку на нее, и она развелась с ним. Так же по словам мамы отец нас бил, поднимал нас за любую часть тела и бросал в конец комнаты, но я этого не помню... Во время регрессии всплыла такая картина:

Вот левая рука отца держит мою спину, а правая — грудь. И вот так папа швыряет меня на диван. Мама очень испугалась... Она вообще в шоке. Она хотела просто закопать его. Я чувствую, что я плачу, но ко мне не подходят, не чувствую тепла, заботы не чувствую. Мама начала бить отца...

Следующая сцена насилия мамы:

Она меня зажала в углу и бьет... мне очень страшно... больно, но больнее внутри...

Обидно... Я вижу, что мама очень зла на меня. Она ушла в другую комнату, я побежала за ней и говорю, что больше так не буду. Но я не вижу, что я сделал .+При просмотре видео я почувствовала, что мама наказала меня в несколько раз больше, чем следовало, т.е. я почувствовала несправедливость наказания. Все мое внимание было направлено на эту несправедливость, я не понимала, за что мне это все... Кажется, она нас с братом застала в шкафу, когда мы с ним, дурачась, курили мамины сигареты. Не понимаю, почему она тогда так отреагировала. Эту ситуацию я вижу уже при просмотре видео... Я ее спрашивала, почему она меня так не любит.

Мама говорит, что я непослушная. + плохая. После она отчасти сожалеет... Я пошла обратно в угол и говорю себе, что я ненавижу маму. Что я желаю ей всего плохого... мне хочется сделать ей больно. Мне хочется, чтобы она умерла.

После психологической проработки всех сюжетных линий возрастной регрессии, внутреннее психологическое состояние нашей испытуемой изменилось в сторону налаживания отношений с близкими, включая родителей.

Анализируя конечный фрагмент возрастной регрессии постнатального периода, можно сделать одно парадоксальное предположение, что агрессивность, чувство мести и чувство вины у человека может возникать, как компенсаторная реакция на ненадлежащее удовлетворение потребности в экспансии и психологического стремления к стабильности. Возможно, в этом процессе участвуют и другие потребности, не должным образом удовлетворенные в перинатальном, родовом и раннем постнатальном периодах развития человека.

Работу по возрастной регрессии со следующей нашей подопечной К. (32 года высшее экономическое образование, два гражданских брака и один официальный). Опишем кратко, так как все основные выводы по первой нашей подопечной Р. подтверждаются полностью. В анамнезе у К. имеется бронхиальная астма аллергического характера + хронический тонзиллит, хотя экстирпация гланд произведена в детском возрасте. Рождена она при помощи экстренного Кесарева сечения. Здесь мы будем использовать описание сюжетов регрессионной терапии от третьего лица (ведущего), вставляя иногда прямую речь К. и оттеняя ее выделением шрифта. В официальный брак мама К. вступила по любви и вместе с мужем делала успешную карьеру и налаживала быт. Беременность желанная, однако, отношения мамы К. со своей свекровью очень напряженные. Как только лишь свекровь (бабушка К.) оставалась со своей беременной невесткой наедине, она тут же приступала к психологической атаке на свою невестку и третировала ее без всякой пощады. В качестве примера приводим один из конкретных сюжетов возрастной регрессии, когда пренейту К. в утробе четыре с половиной месяца:

В. Что ты слышишь сейчас?

КМама с бабушкой ругаются... слышу слово Сука... «Ты, — говорит бабушка -, для моего сына никто, просто подстилка»... много ругательных слов слышу...

В. Как ты в это время чувствуешь себя в животике?

К. У меня как удавка на шее затягивается, меня душит и притягивает к позвоночнику... Я не могу пошевелиться...
В. Мама пробовала жаловаться папе?

К. Да, но папа ничего не может сделать. Он пробует уговорить маму потерпеть, ведь моя бабушка это его мама...

Данная ситуация повторяется достаточно часто и на вопрос ведущего, могла ли данная ситуация стать причиной Кесарева сечения, К. уверенно отвечает, что это одна из основательных причин. Другой причиной усугубившей и без того серьезный конфликт потребностей пренейта и мамы (потребность в заботе, защите и уходе, экспансии и стремления к стабильности) могла стать негативная реакция отца на пол К.

В. Как мама во время УЗИ отреагировала на известие о том, что ты девочка?

К. Она обрадовалась, она девочку и хотела, а у отца даже лицо скривилось... Он хотел сына.

В. Как ты себя при этом чувствуешь?

К. Мне неприятно. Я себя чувствую и девочкой и мальчиком одновременно... Мне хочется угодить и папе и маме. Мне кажется, что я не туда попала...

После родов К. снова выскажет эту же мысль: «Я не здесь должна была родиться, я не туда попала!» и будет повторять ее еще очень долго даже после нашей усиленной работе с нею.

Процесс родов: идут схватки, они усиливаются. К. ориентирована к выходу вниз ногами. Маме становится плохо...

К. слышу: «ребенок никуда не идет»... Я и не должна идти, я не здесь должна родиться... Слышу далее: «надо спасать», но пока не понимаю кого. Такое ощущение, что у мамы очень плохо, она поедает всю мою энергию, не могу дышать, задыхаюсь...

Делают надрез, полилась кровь... Оеееей! Жарко ушам... мне страшно... Оеееей!!! Перерезают пуповину... Наконец могу вдохнуть... Скорей бы подальше от мамы! Она чуть не убила меня.

Анализируя и первый (конфликт во время внутриутробного развития пренейта, вплоть до первых схваток) и второй (Кесарево сечение) сюжеты возрастной регрессии К., мы приходим к следующим выводам: И в этом случае дистресс возникал и у мамы и у пренейта, хотя экспансия мамина была пассивной за счет агрессии со стороны свекрови. Однако у К. это все равно входило в острое противоречие с ее личным интересом и вызывало мощное сопротивление, выражавшееся в отказе принимать существующую реальность. Имеется очень большая вероятность того, что именно эти обстоятельства и спровоцировали необходимость экстренного Кесарева сечения.

Выводы

Потребности присущи человеку от момента его зачатия.

Недолжное удовлетворение потребностей в ранние периоды его развития приводит к серьезным психологическим, психическим и психосоматическим травмам.

Недолжное удовлетворение потребностей в экспансии и стремлении к стабильности в перинатальный и ранний постнатальный периоды развития оказывают свое влияние на человека на протяжении всей его жизни.

Преодоление противоречия в личных интересах родителей и детей ведет к личностному росту, как детей, так и родителей.

Литература

  1. Ташаев Ш. С. Противоречие в «интересах» — важный фактор развития Человека и Социума. Опубликовано в: Материалы конгресса «Здоровье семьи — здоровье общества с позиций перинатальной психологии», 29 — 30 мая 2010, Санкт-Петербург
  2. Гейзенберг, В. Физические принципы квантовой теории. Перевод на англ.: Eckart, Carl; Hoyt, F.C. Дувр. (1949) [1930].