English

Противоречие в «интересах» — важный фактор развития Человека и Социума

Год публикации: 2010

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

Материалы конгресса «Здоровье семьи — здоровье общества с позиций перинатальной психологии», 29 — 30 мая 2010, Санкт-Петербург

к.б.н., д.п.н Ташаев Ш. С.

Научно-Исследовательский институт Психотерапии и Клинической Психологии

Санкт-Петербург, 2010

На всех этапах возникновения и развития человечества как социального вида, с одной стороны, всегда присутствуют и всегда будут присутствовать противоречия между стремлением индивидуума к личному благополучию и комфортному существованию и интересами других индивидуумов, составляющих микро- и макросоциум. С другой стороны, всегда имеется противоречие между неосознанным стремлением человека к объединению в социум при сохранении собственной индивидуальности и необходимостью поступаться собственной свободой и ограничением своих индивидуальных проявлений. Эти противоречия формируют внутреннюю напряженность индивидуума, что инициирует взаимодействие между членами одной семьи, членами трудового коллектива, различными слоями населения и народами одной и той же страны и интересами разных стран. Порождаемая описанными противоречиями внутренняя напряженность на всех иерархических уровнях человеческого общества, начиная с индивидуума, и заканчивая надгосударственными структурами, очень часто приводит к дисгармоническому развитию индивидуума и извращению желаемого смысла создания местных, государственных и надгосударственных управляющих структур человечества. Причем, разбор «уроков прошлого» существенного влияния на устранение напряженности из жизни человеческого общества не оказывает. Как существовали внутрисемейные неурядицы вплоть до ненависти и насилия одних членов семьи над другими, так и существуют. Как существовали ксенофобия, клановая вражда, насилие на религиозной почве, революции и межгосударственные конфликты, так они и продолжают существовать. Мало того, XXI век человечество встретило новой эскалацией насилия доселе невиданной жестокости, цинизма и главное бессмысленности — терроризмом. Все это обусловлено, на наш взгляд, очень слабой разработанностью Законов существования и развития человека и человеческого общества в целом.

Все более очевидным становится, противоречие между нынешним ускоренным ростом технического развития (РТР) современной цивилизации и подчиненным положением человека в индустриальном государстве, где человек является придатком, а не управляющим машинной цивилизации. Ускоренный РТР привел к невиданному до настоящего момента востребованию научного продукта и еще большему РТР. «Придаток машины» может исследовать только машину, а внутренний мир и Закон существования Человека и Человеческой цивилизации остается неисследованным. Накопленная мощь в руках придатка машины и конечность ресурсов, необходимых для жизни и развития человеческой цивилизации, прямым путем ведет к исчезновению данной цивилизации с лица земли.

Таким образом, как видно из сказанного выше, перед наукой о человеке и человеческом обществе стоит ответственная задача выработки подхода к решению глобальной задачи выживания.

Выработка такого подхода нуждается в объединении усилий ученых из разных областей науки, а также философов и политиков. При этом в первую очередь, на наш взгляд, предпочтительнее заострить внимание на нескольких основополагающих вопросах, имеющих непосредственное отношение к затрагиваемой теме. Это Восприятие, Сознание, Память и Материя. Каждая из них в отдельности является самостоятельной и независимой от остальных тем и все-таки все они неразрывно связаны между собой посредством одной из основополагающих категорий, без которой ни одна из этих тем не может быть раскрыта. Такой категорией является Взаимодействие, развернутое представление о котором дано в монографии профессора Иезуитова (2001)[1].

Итак, в порядке перечисления тем:

  1. Восприятие есть функция взаимодействия субъекта с объектом, в результате которой субъект преобразует полученную от объекта информацию в образ, суждение, какое-либо внутреннее побуждение, ощущение, физическое действие и все остальное, что представляет собой какую-либо деталь или целостный образ Картины Мира. То есть, восприятие является тем самым звеном, благодаря которому каждый из нас непосредственно связан со Вселенной. Имеется предположение, что в любой малой детали имеется информация о полной картине мира, то есть одним из критериев уровня развития восприятия Человека может служить количество и качество информации считываемой им из воспринимаемого объекта.
  2. Сознание это одна из форм (корпускулярная, полевая, волновая, сознание) существования Материи, объединяющая все сущее во Вселенной посредством создания причинно-следственных отношений, то есть, Смысла (Ташаев, 2007; 2009). В отличие от других перечисленных выше форм материи, Взаимодействие данной формы с любой другой способно творить качественно новое и кардинально изменять старое. Человек, взаимодействуя с данной формой Материи в итоге смог прийти к таким понятиям как Ноумен и Феномен, то есть Человек поднялся на новую эволюционную ступеньку развития — осознанное взаимодействие с самой сутью Материи, или, по-другому — всего сущего.
  3. Память определяется как свойство живых систем, в частности ЦНС, воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действовавших раздражителей. То есть, в широком смысле слово память также является динамическим образованием, проявляющимся только во взаимодействии определенных составляющих. Создается впечатление, что взаимодействие как явление есть неотъемлемый атрибут воспринимаемой нами Реальности.
  4. Старую формулировку, гласящую, что суть способ существования материи есть движение, следовало бы развернуть и уточнить следующим образом: «Суть способ существования Материи есть взаимодействие одних ее форм и частей этих форм с другими ее формами и частями этих форм». И действительно, ведь движение есть всего лишь частный случай взаимодействия корпускулярной формы материи с пространством-временем.

Можно предположить, что «побудительным мотивом» взаимодействия является устранение противоречия как такового, лежащего в основе любой формы существования Материи. В живой материи, например, это противостояние ассимиляционных и диссимиляционных процессов метаболизма, в социуме это необходимость в контроле и подчинению определенным ограничивающим законам членов общества и свободой волеизлияния и творчества индивидуума. Без этого противоречия любое общество обречено на распад. Одной из основ противоречия, как фундаментальной формы любого материального образования может служить полное отсутствие идентичности во всех даже самых начальных «однородных деталях» данного образования. Например, атомы любого химического элемента не идентичны друг другу (принцип неопределенности Гейзенберга), хотя обладают в совокупности некими общими свойствами характерными именно для совокупности данного химического элемента. Изначально присущее всем формам материи противоречие создает «некое напряжение», за счет сил которого достигается подвижноеравновесие между информационными процессами и энтропией, процессами упорядочивания и полным хаосом при их взаимодействии друг с другом. Смещение точки подвижного равновесия в сторону увеличения хаоса или упорядочивания ведет к увеличению напряжения, неизбежно приводящему к общей инволюции взаимодействующих начал. Это хорошо прослеживается на примере «осознанного» вмешательства человека в природное экологическое равновесие (уничтожение воробьев в Китае, волков на севере СССР и т.д.). Неосознанное вмешательство также приводит к деградации и инволюции окружающей природы и человеческого общества в целом (подъем целины в Советском Союзе, уничтожение частной собственности или полное отрицание планирования и т.д.).

В настоящей работе мы ставим перед собой задачу конкретного исследования этой взаимосвязи на примере развития Человека Разумного от его зачатия и до полного завершения жизненного цикла. Решение данной задачи невозможно без рассмотрения «Психики Человека» с точки зрения ее функции с момента появления и до момента становления ее основных функций — управления поведением человека и объяснения существующей Реальности и себя в этой Реальности.

Вопросами возникновения психики, ее влияния на окружающую Реальность в настоящий момент занимается относительно молодая и успешно развивающаяся наука — перинатальная психология и медицина, родоначальником которой можно считать O. Rank (1924). Достаточным количеством научных работ в Пренатальной психологии и медицине было показано, что основа внутренней напряженности у индивидуума может возникать еще во время периода его внутриутробного развития, а затем проецироваться на внешние факторы постнатального развития (С. Гроф). Так же до и после рождения внутренняя напряженность возникает у человека еще и при вмешательстве в реальные события сюжетов и картин личного и коллективного бессознательного. То есть, объяснение «причины» какой-либо стрессовой ситуации постфактум очень часто носит лишь формальный характер как и постулируемая сознанием причина. В связи с этим возникает необходимость исследования такого огромного пласта психики человека, как бессознательное восприятие.

Сознание, как правило, пробует добиться разрешения напряженности в отношениях на любом уровне человеческого общества с позиции силы — обязательно убедить, сломать, перевести в свою веру, идеологию, изгнать из общества, вплоть до физического устранения. Естественно, таким способом напряженность не разрешается, а в лучшем случае загоняется в область личного бессознательного или «подпитывает» энергию Архетипов коллективного бессознательного и уже из этих позиций управляет поведением, а часто и судьбой человека и общества в целом. Со времен З. Фрейда отношение психоаналитиков к совершаемым в обычном состоянии бодрствования различным неадекватным настоящему моменту действиям заключается в поиске причин неадекватности в прошлом бессознательном «материале» человека (вытесненные в подсознание события, желания, травмы и т.п.). Предполагается, что эмоциональное отреагирование бессознательного опыта (катарсис) способствует снижению внутренней напряженности во взаимоотношениях и разрешению конфликтной ситуации. При разрешении конфликтной ситуации создаются условия для расширения границ осознанного восприятия человека и выхода его на качественно новый более глобальный уровень взаимодействия с окружающей реальностью. То есть, восприятие человека становится способным извлекать относительно большее количество информации из объекта.

С точки зрения неадекватности взаимодействия, вопросом напряженности взаимоотношений индивидуума с социумом или одной группы социума с другой, а также напряжением на самом верхнем управляющем государственном и надгосударственном уровне никто практически не занимался. Хотя вполне вероятно, что и на этих уровнях объяснение разногласий постфактум носит в основном формальный характер и имеет мало общего с реальной причиной этих разногласий.

Выяснением генеза тех или иных нарушений психологического и невротического характера, а также их коррекцией, наряду с психоанализом занимается и перинатальная психология и медицина. Методический арсенал в этой области науки и практики уже достаточно богат (сопровождение родов, внутриутробное воспитание пренейта, работа с телом, семейная арттерапия и другие) и постоянно растет, например возрастная регрессия, результаты которой, по мнению экс-президента ISPPM L. Janus, являются достаточно многообещающими (личная переписка). Но именно в этом направлении очень мало строгих научных разработок c теоретическим и практическим обоснованием, что и определило необходимость настоящего исследования возрастной регрессии в качестве основного и дополнительного методов исследования и коррекции психологических отклонений в структуре личности и инфантильной идеализации партнерских взаимоотношений с социумом.

Итак, зачем требуется какое-либо объяснение причин разногласий вообще и на каком уровне сознания формируется объяснение? Например, функция объяснения на уровне самосознания заключается в создании ощущения собственного бытия. А функция объяснения на уровне межличностного общения заключается в создании установок восприятия индивидуума и обусловлена его интеллектом. То есть на этом уровне впервые возникает Дуальность (оценочная категория: плохо — хорошо, близко — далеко и т.д.). На следующем уровне (индивидуум — социальная группа) функция объяснения напряженности состоит в выработке формальных правил взаимодействия в социуме. Объяснение на следующем уровне (взаимодействие различных микрогрупп социума между собой в макросоциуме) выполняет функцию обезличивания индивидуума и превращения его в механический атрибутмикросоциума (член семьи, член трудового коллектива, член фракции парламента и т.д.). Объяснение напряженности на уровне взаимодействия макросоциальных образований (их еще называют слоями общества) с государством и его структурами (суд, парламент, исполнительская власть, и, наконец, гарант всей совокупности — президентская команда) выполняет функцию выработки идеологии единства всей совокупности членов данного государства — Народа. Это в свою очередь достигается обезличиванием микро- и макросоциальных групп населения данной страны. Объяснение напряженности на межгосударственном уровне выполняет функцию создания условий для общепланетарного объединения человечества на экономической и политической основе, что мы и наблюдаем в настоящий момент развития человеческого общества (так называемый процесс глобализации). Естественно, что все это стало возможным благодаря техническому развитию средств связи и коммуникативных систем.

Подытоживая сказанное, можно отметить тенденцию все большей зависимости человека и человеческой цивилизации в целом от технического прогресса. Чем выше технический прогресс, тем меньше свободное волеизъявление человеческого индивидуума. Прискорбно еще и то, что, похоже, Он (Индивидуум) в этом уже практически и не нуждается. То есть, по нашей терминологии в человеческом обществе в настоящий момент происходит все большее смещение точки подвижного равновесия между хаосом и порядком в сторону «упорядоченности», что обязательно приведет (если не найти компромиссного решения) к неминуемому разрушению человеческой цивилизации. На уровне живой природы и «неживой материи» все происходит в точности наоборот. В настоящий момент происходит смещение точки подвижного равновесия между хаосом и порядком в сторону увеличения хаоса. Это учащение возникновения ураганов, тайфунов, землетрясений, исчезновение многих видов растений и животных, что уже приводит к серьезному разрушению социобиогеоценоза Земли. То есть, на более высокой ступеньке существования (общепланетарной) мы видим, что противостояние упорядоченности и хаоса, энтропии и информации так же существует. Объяснение (творческое осмысление) этого выполняет функцию, по всей видимости, объединения Человечества как такового на новом надпланетарном уровне, когда смыслом существования Человека в качестве отдельного индивидуума и Человечества в целом является постижение Законов эволюции самой Эволюции.

Какую роль во всем перечисленном играет психика человека, состоящая из бессознательной (в свою очередь бессознательное можно разделить на личное и коллективное) и сознательной частей? Бессознательное лежит за пределами сознательного восприятия, но Оно принимает непосредственное участие в управлении поведением человека и опирается при этом на все содержимое личной памяти, начиная с перинатального периода жизни. Это когда-либо приходившие на ум и уже забытые фантазии, травмы во время нахождения в утробе матери, вытесненные в подсознание факты биографии, физические и психические травмы постнатального периода и даже «родительские перипетии» до зачатия ребенка и во время нахождения ребенка в утробе (см. «Феномен насилия» под редакцией проф. Г.И. Брехмана).

Сознательное определяет выбор поведения в общественной среде, однако сам выбор поведения может инициироваться «личным» бессознательным. То есть Сознание и Бессознательное находятся в постоянном взаимодействии (по мнению З. Фрейда в борьбеи в этой борьбе бессознательное всегда побеждает). На наш взгляд, личное бессознательное не побеждает, а весьма успешно противостоит излишнему упорядочиванию (линейной логике), и тем самым способствует сохранению возможностей для роста и развития Человека Духовного. Наше понимание данной тематики очень близко к пониманию К.Г. Юнга, который говорит, что не надо непременно приписывать бессознательному психологию сознания. Его ментальность инстинктивна; у него нет развитых функций; оно мыслит не так, как мы понимаем «мышление». Оно просто создает образ, отвечающий состоянию сознания, содержащий в себе столько же мысли, сколько и чувства, и является всем чем угодно, только не продуктом рационалистической рассудочности. Скорее можно было бы обозначить такой образ как художническое видение.

Отреагирование, эмоциональный катарсис, происходящие в процессе психоанализа, выводят взаимодействие Сознания с Бессознательным на новый иерархический уровень, приводя внутреннее напряжение индивидуума к оптимальному состоянию для нового творческого взаимодействия с окружающей реальностью.

Обработка данных исследования по возрастной регрессии, опросов людей с интересными воспоминаниями, данных литературы по перинатальному периоду развития пренейта во многом подтверждают сказанное выше:

Фантазии:

  • Мама, психолог по образованию, решила выяснить причину сильных головных болей у своего 17-летнего сына и необъяснимого подсознательного страха перед какими-то неизвестными событиями и «открыла» у него память момента его собственного рождения. В определенный момент сын стал говорить, что голова его не может пройти через родовой канал и его тянут щипцами. Затем он стал испуганно кричать, что его голову щипцами сильно раскачивают из стороны в сторону и вот-вот оторвут. Услышанное маму вначале несколько удивило, так как во время родов щипцы не применялись, но затем она вспомнила свои собственные страхи и фантазии по данному поводу (это были ее первые роды). Маме удалось успокоить сына и открыть в его памяти истинную картину родов. Указанная выше симптоматика сына значительно ослабла и он стал получать удовольствие от открывшейся личной свободы.
  • Женщина 32 лет, врач по образованию, находится на 8-ом месяце беременности (вторые роды). Жалуется на страх перед родами, повышенную тревогу и внутреннее напряжение. При проведении беседы выясняется фантазия, что у нее на сердце находится камень. При возрастной регрессии оказалось, что фантазия каким-то образом связана с двухлетним возрастом. Игрой в перенос мы смогли освободиться от данной фантазии. Тревога исчезла сразу после сеанса возрастной регрессии. Женщина успешно родила в свой срок. И малыш, и мама находятся в хорошем состоянии физического и психологического здоровья.

Перинатальная травма:

  • Мужчина, 33 лет, атлетического сложения, женат, имеет ребенка, жалобы на боли в спине, слабость, непонимание окружающих, страх перед работой, головокружения, общая слабость и многое другое, причем жалобы постоянно меняются (кроме устойчивой жалобы на боли в спине). Ортодоксальное лечение у многих специалистов облегчения не приносят или приносят лишь временное улучшение состояния. Объективно: невротические соматоформные расстройства, связанные со стрессом. Занятия в группе школы «Навигатор в океане жизни» при НИИ Психотерапии и Клинической Психологии так же принесли лишь временное ослабление патологической симптоматики. Осуществление возрастной регрессии до воспоминания перинатального периода принесло существенное улучшение физического и психического состояния и, главное, обеспечило эффективность дальнейшего курса лечения ортодоксальными методами современной медицины. Во время возрастной регрессии вскрылась картина изнасилования матери во время 8-недельного возраста пренейта. Непосредственный процесс родов выявил огромное нежелание пренейта появляться на свет, поэтому роды были затяжными и трудными.
  • Молодая женщина, замужем, беременна от любимого мужчины, но постоянные скандалы со свекровью и муж не может защитить. Пренейт в утробе во время этих скандалов чувствует, удушающее воздействие. В результате срочное кесарево сечение и постоянное постнатальное сознательное и бессознательное ощущение в детском и взрослом возрасте, что не там должен был родиться. После воскрешения памяти о происходивших событиях в перинатальном периоде и тщательной проработки их вместе с психологом, вернулись спокойствие, жизнерадостность и ощущение полноты жизни.

Постнатальная травма:

  • Присутствие при жестоких ссорах родителей вплоть до рукоприкладства. По жизни всегда преследовала необъяснимая жажда мести, как в детском возрасте, так и во взрослом состоянии. Осознание данной эмоции произошло во время третьей сессии возрастной регрессии. В детстве так и не приняли в пионеры по причине плохого поведения. Во взрослом состоянии два развода с мужьями (по собственному признанию неосознанно мстила каждому из них). В настоящее время уверенно идет по пути духовного развития.
  • Молодой человек 23 лет, студент технического вуза, невротик, слегка нарушена коммуникативная способность, трудно сходится с людьми. Отца вообще не воспринимает в качестве родителя. Во время возрастной регрессии всплыла в памяти обида на отца, который пнул его трехлетнего легонько (по словам пациента вообще не больно, но очень обидно) ногой в ягодицу. Мама при этом пожалела его словами «ах ты мой бедненький, жалкий ты мой». Именно эти слова пациент и считает причиной всех своих бед в постнатальном периоде развития. После проведенной психологической работы у молодого человека преобразилось лицо (стало открытым приветливым и улыбчивым), значительно повысилась коммуникативность. Сейчас этот успешный молодой человек заканчивает аспирантуру.

«Родительские перипетии»

  • Случай описанный в работе Д. Тернера (см. Феномен насилия, 2005 г.) по «беспричинно» проявившейся депрессии у взрослой женщины. Оказалось, что незадолго до ее зачатия у ее матери была сильная депрессия по поводу смерти близкого родственника. После восстановления в памяти данного факта, депрессию женщины удалось купировать.
  • Случаев, открывшихся во время наших сессий возрастной регрессии, когда кто-то из родителей ожидал рождения ребенка другого пола, очень много, но им серьезного значения не придают. Однако последствия такого ожидания очень травматичны и для пренейта, и для новорожденного. Иногда родители усугубляют это положение своим отношением к ребенку, не соответствующим его полу (короткая стрижка девочек или, наоборот, длинные волосы мальчиков, элементы одежды и направленность физического развития, привитие привычек и вкусов противоположного пола и т.д.). В этом случае последствия могут полностью сломать судьбу человека. Психологическая работа с данными пациентами во время возрастной регрессии и после нее многих вернула к нормальной жизни, даже в случае инверсии сексуальной ориентации.

По результатом данных, полученных во время возрастной регрессии, выявлено: что прерванная беременность по причине патологии, аборты и даже раздумья будущих родителей по поводу аборта достаточно травматичны для пренейта. Во множестве случаев они повинны и в различного рода фобиях, возникающих в постнатальном периоде развития.

Коллективное бессознательное по К.Г. Юнгу (Концепция коллективного бессознательного) представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от личностного бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием, в отличие от последнего, личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением. Если личностное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или подавления, то элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Однако, не наследственности в обычном понимании этого слова, когда речь идет о генетике, а наследственности в смысле понимания исторического и культурного наследия. То есть, данная наследственность находится не в соматике человека, а вне его индивидуального тела. Культурно-историческое наследие человечества, сохраненное в памятниках культуры и искусстве, является лишь отражением («объяснением» по аналогии с объяснением возникновения внутренней напряженности личностного бессознательного при взаимодействии с сознанием), а не истинным содержанием коллективного бессознательного, как предполагали К.Г. Юнг и другие. При этом следует учитывать, что энергия коллективного бессознательного (энергия Архетипов и других сущностей) также находится вне нашего тела и может достаточно активно влиять на него, по выражению К. Г. Юнга, вплоть до «зачаровывания», лишения рассудочности, создания фобий, состояния тревоги и депрессии. К.Г. Юнг в своих работах говорит, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он несет в себе некоторое особое «влияние» или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т. е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер.

Какова функция «объяснения» взаимодействия на этом иерархическом уровне — остается пока только гадать. Однако по материалам полученным в нашем исследовании можно предположить, что функцию взаимодействия сознательного восприятия с коллективным бессознательным на разных уровнях существования индивидуума и социума можно охарактеризовать как судьбоносную. Возможно из индивидуальных судеб, судьбы развития семьи, как основы социума, других социальных групп, государств и всей цивилизации в целом и создается Ноосфера Вернадского, за счет чего точка подвижного равновесия уже на планетарном уровне снижает внутреннее напряжение, и энергии коллективного бессознательного удается поддерживать баланс между хаосом и упорядоченностью, энтропией и информацией.

Таким образом, мы приходим к выводу, что имеется достаточное количество уровней защиты безопасности нашего материального мира при помощи настройки точки подвижного равновесия между хаосом и упорядоченностью.

Итак, напряжение и энергия. Где «хранится» и накапливается напряжение противоречия? Как происходит снижение напряжения противоречия и освобождение психической энергии, способствующее переводу взаимодействия на новый развивающий уровень, когда сознание находит «истинную» причину возрастания напряжения, находящуюся на территории личного бессознательного? Можно предположить, что наиболее вероятными местами «хранения и накопления» напряжения противоречия в данном случае являются таламические релейные ядра, имеющие возможность образовывать замкнутые таламокортикальные электрические связи, разобщенные с рецепторным аппаратом, благодаря усиленной активации которого они могли образоваться и мышечные зажимы.

Существует множество техник мышечной релаксации, которые снимают стресс (напряжение противоречия) и позволяют расширить границы собственного «я». Хорошо помогает в этом также естественный сон, идентификационные и деидентификационные формулы цели (действенные словосочетания). В общем виде деидентификационные формулы цели имеют следующую структуру: «у меня есть такая-то ситуация — Я не есть эта ситуация, Я — Тот, от которого ситуация зависит. Я — Тот, который управляет ситуацией». То есть, деидентификационные формулы цели служат растождествлению восприятия человека с объектом восприятия, благодаря чему открывается множественная возможность эффективного рационального действия в сложившейся ситуации. Идентификационные формулы цели с ключевыми словами «разрешаю», «выбираю», «могу» и некоторыми другими создают новые установки восприятия, способствующие ослаблению внутренней напряженности.

Когда сознание находит «истинную» причину возрастания напряжения на территории коллективного бессознательного, картина несколько усложняется. Хранение и накопление напряжения противоречия в этом случае более распределено и затрагивает часто все главные функциональные системы организма человека (биологически активные зоны и точки, центральную и вегетативную нервные системы, эндокринную, иммунную и эмоциональную системы, а иногда и репродуктивную сферу). В данном случае для снижения напряжения противоречия к медитативным техникам и формулам цели хорошо бы подключить арттерапию и возрастную регрессию.

Если к настоящему времени арттерапия практически достигла своего расцвета и заслуженно пользуется успехом, то возрастная регрессия, особенно в области перинатальной психологии и медицины требует более подробного рассмотрения. В особенности это касается случая, когда у взрослого человека открывается память о моменте собственного появления на свет и внутриутробном периоде развития от момента зачатия до процесса рождения.

Станислав Гроф в своих многочисленных работах разделил весь этот период на четыре части. Первая часть от момента зачатия до первых схваток названа им первой базовой перинатальной матрицей (БПМ). Вторая БПМ длится от момента первых схваток до момента постепенного раскрытия родовых путей. Третья БПМ охватывает время продвижения пренейта по родовым путям до момента появления на свет. Четвертая БПМ — это момент появления пренейта на свет, то есть завершение родового процесса. Каждой из БПМ С. Гроф дал емкие поэтические названия. Например, вторая БПМ названа им Ловушкой. Схватки проходят при закрытых родовых путях и поэтому, по мнению С. Грофа, пренейт испытывает психологические и физические муки в первом случае в виде страха и депрессии, а во втором случае в виде удушья и других травмирующих телесных ощущений. Третья БПМ носит название Джунглей (опасности подстерегают пренейта на всем протяжении родового пути и ему, по выражению С. Грофа, «следует быть крутым», чтобы выжить и пройти родовые пути). Четвертая БПМ носит название Смерть — Возрождение (пренейт перестал существовать — появился ребенок). В целом, если следовать методу холотропной терапии, образные названия БПМ и описываемые С. Грофом картины ощущений пренейта во многих случаях подтверждаются (Ташаев). Однако, в последнее время, нам удалось целенаправленно приоткрыть «память» личного и коллективного бессознательного (вспомним, что элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании индивидуума и, следовательно, никогда не находились в его памяти) взрослого человека. При этом было выявлено множество травмирующих и, наоборот, приятных воспоминаний внутриутробного периода развития пренейта и момента его появления на свет. Ни одно из этих воспоминаний не соответствовало классическому «содержанию» БПМ. Например, во время первой БПМ, было множество как отрицательных сюжетов (ссора родителей, желание сделать аборт, ожидание другого пола ребенка и т.д.), так и положительных (совместные прогулки, признания в любви родителей друг к другу, просмотр интересных кинофильмов и т.д.). Во время второй БПМ никакого состояния удушья или страха пренейт не испытывал. Он «знал» что первые схватки подготавливают его к родам и иногда корректируют его положение в утробе. Материал третьей БПМ поразил нас своим разнообразием. Здесь встречалось и желание пренейта быстрее родиться и помочь матери, и нежелание рождаться по каким-либо причинам. Например, «родители меня не любят»; «я не здесь должен был родиться»; «сами решили меня родить, пусть сами и „отдуваются“, а я им помогать не буду». В последнем случае пришлось применить способ Кристеллера. На основании данных исследований мы сделали вывод, что ни одна из БПМ в материале личного бессознательного человека не представлена. Исследование картин коллективного бессознательного в различные периоды жизни, включая собственный перинатальный период, показало, что в коллективном бессознательном перинатального периода человека имеются некоторые картины, которые можно отнести к описанным С. Грофом БПМ. Здесь были картины спутанных корней деревьев, картины разрушающихся белокаменных церквей, черные тучи с громом и молниями, зубастые пасти, образ голубого неба с птицей прокладывающей путь для пренейта и другое.

В коллективном бессознательном постнатального периода часто встречались различные сюжеты на тему Ада и Рая, а также возникали различные картины схваток с животными. Например, у молодого человека 28 лет постоянно возникали страхи, напоминающие синдром панической атаки. Ему часто снились и кошмарные сны, сюжеты которых он помнил очень смутно. В одном из сеансов возрастной регрессии, он увидел сцену сражения с громадным медведем, в которой медведь своими когтистыми лапами разодрал его голову в кровь. Работа с данным сюжетом совместно с психологом значительно ослабила тревожную симптоматику, а кошмарные сны практически перестали сниться. В целом работа по осознанному взаимодействию с сюжетами коллективного бессознательного оказалась достаточно плодотворной при состояниях необъяснимой тревоги и различного рода фобий.

Следует отметить, что «территория» коллективного бессознательного не является однородной и здесь исследователей ожидает еще много интересных находок. Например, все три наблюдавшихся нами картин Ада несли разную смысловую нагрузку. Одна из картин Ада, например, с горящей серой и страдающими душами умерших, которые «жалобно и противно пищали» явно относилась к плану морально-этических норм поведения человека, тогда как две других несли иную «смысловую нагрузку» (безграничной возможности человеческой души и постановки социальных задач в процессе наказания-перевоспитания). Картина «Великого Суда», где поток людей разделялся на два и каждый проходил предварительный отбор по интра- и экстравертности, относилась к понятию социальной справедливости и к правовому статусу гражданина в социуме. Были и картины взаимоотношений социальных групп и т.д.

Планомерное исследование при помощи возрастной регрессии осознанных сюжетов памяти индивидуума показало, что почти каждый сюжет сопровождается присутствием (участием в нем) личного бессознательного. Самым потрясающим оказалось, что в свою очередь, личное бессознательное всегда находится «в поле зрения» коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное имеет сложную иерархическую структуру от почти роботических образований, слепо выполняющих «свою работу», до структур, «дающих задание» и контролирующих выполнение задания. Имеются также структуры-персоны, способные вступать в «разумный» диалог с индивидуумом во время сеанса возрастной регрессии и освобождать его из-под воздействия структур более низкого ранга. Весьма обнадеживающим является тот факт, что сюжеты наказания индивидуума в коллективном бессознательном встречаются крайне редко. В основном это звучит как испытания (в смысле закаливания Духа) или привития основ морально-этического характера.

Следует отметить, что весь процесс возрастной регрессии, в том числе, и раскрытие индивидуального и коллективного бессознательного проходил в режиме свободной беседы с испытуемым, находящимся в бодрствующем состоянии сознания и обязательно до мельчайших подробностей фиксировался на видео. Повторение сеансов возрастной регрессии несколько раз (не более шести включительно) одним и тем же испытуемым, позволяло ему более свободно ориентироваться в происходящем и извлекать большую пользу для себя. Как правило, испытуемый сам определял момент прекращения конкретного занятия и сессии в целом. Иногда сразу после сеанса возрастной регрессии, а иногда несколько отставлено происходило освобождение индивидуума от чувства тревоги и внутреннего напряжения, переосмысление им текущей жизненной ситуации и выход на новый уровень мироощущения и осмысления Реальности.

Таким образом, на основании полученного в нашем исследовании материала можно убедиться в правомочности исследования внутреннего напряжения взаимодействия, как на межличностном уровне, так и на любом другом уровне человеческого общества методом возрастной регрессии.

Выводы:

  1. Внутреннее напряжение взаимодействия изначально присуще всему живому, включая человека, и является одним из основных инструментов управления жизнедеятельностью;
  2. Внутреннее напряжение имеет несколько пороговых значений:
    • Разрушающее структуру живого, то есть несовместимое с процессами жизнедеятельности;
    • Переключающее восприятие окружающей реальности с сознательного на бессознательное, что приводит к неврозам или, наоборот, к выходу на более высокий уровень осознанности;
    • Переключающее восприятие окружающей реальности с сознательного на бессознательное, что приводит к неврозам или, наоборот, к выходу на более высокий уровень осознанности;
    • Снижающее интенсивность процессов жизнедеятельности (депрессия, потеря жизненных ориентиров и т.п.).
  3. Взаимодействие является необходимой условием восприятия нами окружающей Реальности и, возможно, самого существования Материи как таковой;
  4. Осознанное восприятие, являясь логической функцией взаимодействия объекта с субъектом, опирается на формальное объяснение причинно-следственных отношений внутреннего напряжения и на этой основе создает:
    • На уровне самосознания — осознание своего бытия в качестве Личности;
    • На уровне межличностного взаимодействия — формирование установок восприятия индивидуума, обусловленное его интеллектом. То есть, на этом уровне впервые возникает Дуальность (оценочная категория: плохо — хорошо, близко — далеко и т.д.);
    • На уровне «индивидуум — социальная группа» функция объяснения напряженности обеспечивает выработку формальных правил взаимодействия в социуме;
    • На следующем уровне (взаимодействие различных микрогрупп социума между собой в макросоциуме) — функцию обезличивания индивидуума и превращения его в механический атрибут микросоциума (член семьи, член трудового коллектива, член фракции парламента и т.д.):
    • На уровне взаимодействия макросоциальных образований — обезличивание микро- и макросоциальных групп населения данной страны и вводит понятие Народ.
    • На межгосударственном уровне — функцию общепланетарного объединения человечества на экономической и политической основе, что мы и наблюдаем в настоящий момент развития человеческого общества (так называемый процесс глобализации).
  5. Бессознательное человека можно условно разделить на личное бессознательное и коллективное бессознательное, каждое из которых имеет свои особенности и иерархическую структуру.
  6. 6. В любом сюжете осознанного восприятия, связанного с эмоциональным переживанием, обязательно присутствует материал личного бессознательного, вызвавшего данные эмоции.
  7. Очень часто материал личного бессознательного сопровождается индифферентным присутствием Архетипических образований коллективного бессознательного.
  8. С сюжетами или «представителями» личностного бессознательного, а также с Архетипическими представителями коллективного бессознательного можно вступать в осознанный диалог.
  9. Эффективным профилактическим и лечебным эффектом обладает именно осознанный диалог пациента с «представителями» личного бессознательного, а так же с Архетипическими представителями коллективного бессознательного.

Литература

1. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. Мир и человек СПб, 2005, 442 с.

2. Rank O. (1952). The trauma of birth. New York: Robert Brunner. (Original work published. 1924), 220 pp.

3. Ташаев Ш.С. Заметки к освоению опыта надличностных уровней переживаний, возникающих в виде базовых перинатальных матриц по классификации С. Грофа / Сборник научных работ по материалам III международной конференции «Перинатальная психология и медицина», Санкт-Петербург, 3 — 5 октября 2005 г.

4. Tashaev Sh.S., PhD. Study of the Unconscious, Pre- and Postnatal Individual Perception by Means of the age Regression Model (на английском). (Research Institute of Psychotherapy and Clinical Psychology) / The International Journal of Perinatal Psychology and Medicine. V. 19, № 1-2, 2007, pp 34 — 48.

5. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000,497с

6. Чичерина Н.А. Регуляция психического состояния беременных, как метод познания и коррекции психосоматического здоровья. В сб. Репродуктивное здоровье общества. СПб, «ИПТП», 2006 г. С.164-169.

7. Tepнep Д., Тернер Т.. Переживания материи — наши пренатальные переживания. В книге «Феномен насилия». Под редакцией Брехмана Г.И. Издательство ИПТП, СПб., 2005, с.178-192.