Взаимосвязь социальных, психологических и психосоматических факторов у участников групповых сессий

Год публикации: 2012

Автор: Юлия Есаулова

Опубликовано в:

Конференция «Современные проблемы психодиагностики», 17 февраля 2012 года

Есаулова Ю. П.

магистр психологических наук

На базе НИИ Психотерапии и Клинической Психологии было проведено исследование, целью которого был анализ взаимосвязей между социальными, психологическими и психосоматическими параметрами участников групповых сессий. Выборку составили мужчины и женщины от 17 до 77 лет, с различным уровнем образования в количестве 75 человек. Мужчины составили 27,7 %, женщины — 69,4 %. Средний возраст испытуемых составил 36,3 лет. 61% опрошенных имеют высшее образование, 2,7 % имеют ученую степень, учились на момент проведения обследования — 7,8 %, имеют средне специальное образование 28,5 %.

Экспериментально-психологический метод представлен опросником ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, методикой исследования самоотношения С.Р. Пантилеева и методикой семантического дифференциала. Также в процедуру анализа были включены данные медицинского осмотра и информация о социальных характеристиках участников сессий, полученная с помощью анкетирования.

Для данного исследовании мы специально разработали анкету участника, включающую сведения о социальном статусе. Для получения данных о психосоматическом статусе применялся медицинский осмотр.

Помимо основной цели — проанализировать особенности влияния метода Ш. С. Ташаева на психосоматический статус участников групповых сессий, мы обнаружили ряд интересных взаимосвязей между психосоциальным и соматическими параметрами.

В процессе анализа были выявлены следующие параметры социального статуса, коррелирующие как между собой, так и с некоторыми психологическими и психосоматическими параметрами: отношения на работе, удовлетворенность уровнем дохода, удовлетворенность работой, работа по специальности, уровень дохода, работоспособность, отношения с родными, семейный статус, семейный статус родителей (полные и не полные семьи).

Для начала рассмотрим взаимосвязь личностных характеристик и социальных параметров, касающихся ситуации на работе.

Рисунок № 1.

1. Как мы видим на рисунке № 1, отношения на работе связаны с наибольшим количеством взаимосвязей. Интересно то, что качество отношений на рабочем месте положительно взаимосвязано с уровнем дохода, удовлетворенностью от него при отсутствии видимых взаимосвязей с удовлетворенностью от самой работы.

Также хорошие отношения на работе положительно коррелируют с конструктивными факторами самоотношения и отрицательно с такими параметрами как: ситуативная и личностная тревожность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

Удовлетворенность работой поддерживает меньше связей, но они также демонстрируют отрицательную взаимозависимость между уровнем удовлетворения и уровнем тревоги и положительную — с позитивными параметрами самоотношения, а также с соответствием специальности и места работы.

Специалист, работающий согласно полученному образованию не только больше удовлетворен работой и доходом, но и отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность (корреляция с фактором «Саморуководство»). И, наоборот, в случае несоответствия места работы и специальности наблюдается вера субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, размытый локус «Я». Также наблюдается снижение симпатии к себе.

Можно сделать вывод, что люди, работающие не по своей специальности, принимающие условия работодателя и меняющие свою специализацию в зависимости от предъявляемых условий обладают интернальным локусом контроля, либо постепенно меняются в сторону интернальности на новом месте работы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что хорошие отношения на работе, удовлетворенность уровнем дохода и работой играют важную роль в позитивном отношении к себе, в росте чувства уверенности в себе, в ожидании и укреплении позитивных отношений с окружающими. Также стоит отметить тот факт, что выбор работы и трудовая деятельность по специальности сказывается благоприятно на отношении к себе и психологическом самочувствии индивида.

2. Взаимосвязь социальных характеристик, касающихся ситуации на работе и показателей психосоматического благополучия.

Анализируя данные взаимосвязи (Рисунок № 2), мы видим, что работа по специальности отрицательно коррелирует с наличием психосоматических расстройств, и, напротив, специализация по месту работы может стать причиной проблем со здоровьем. Также важен уровень удовлетворенности работой, отрицательно коррелирующий с наличием психосоматических расстройств и уровнем алкоголизации. Качество отношений на работе положительно взаимосвязано с уровнем работоспособности. Интересна отрицательная корреляция между наличием гипертонии и качеством отношений на рабочем месте.

Рисунок № 2.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что хорошие отношения на работе и удовлетворенность работой положительно сказываются не только на психическом, но и на физическом здоровье индивида.

Также стоит отметить, что выбор должности оказывает влияние не только на психологическое, но и на психосоматическое благополучие. Трудовая деятельность по специальности сказывается на психосоматическом благополучии гораздо более позитивно, чем трудовая деятельность по месту работы.

Данное исследование раскрыло как сильные стороны разработанной нами анкеты, так и слабые, заключающиеся в недостаточно дифференцированной проработке отдельных вопросов, касающихся различных параметров социального окружения. Данные, полученные в результате исследования могут послужить основой для усовершенствования разработанной нами анкетой с целью дальнейшего использования.

Условные обозначения:

— Положительная взаимосвязь, p < 0,05;

— Положительная взаимосвязь, p < 0,01;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,05;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,01.

Литература:

  1. С.Р. Пантилеев. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993
  2. Общая психодиагностика./ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1987.
  3. Есаулова Ю.П. «Психосоматические изменения у участников психотерапевтических сессий». Вып. квал. работа на соиск. ст. магистра психологии. СПбГУ, 2003