Влияние метода Ташаева на психосоматическое и психологическое благополучие участников групповых сессий

Год публикации: 2003

Автор: Юлия Есаулова

Опубликовано в:

I международная конференция «Перинатальная психология и психотерапия»

3 — 5 октября 2003 года, Санкт-Петербург

Есаулова Ю. П.

магистр психологических наук

Начало XXI века характеризует рост заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Обеспокоенность многих ученых и специалистов вызывает демографический кризис в стране, снижение продолжительности жизни, снижение психического состояния здоровья населения[1].

По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) за 2003 г., в Российской Федерации отмечалась более высокая смертность по сравнению с 1981 г., как среди мужчин, так и среди женщин, во всех возрастных группах, за исключением детей (0–14 лет).

В 2002 г. около 76% всех случаев смерти в Российской Федерации были обусловлены неинфекционной патологией.

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) обусловили в 2003 г. 56% всех случаев смерти, ишемическая болезнь сердца — 26%[2].

Эти данные свидетельствуют о необходимости поиска эффективных профилактических мер, способствующих снижению общего уровня психогенных заболеваний.

Мы провели ряд исследований динамики психосоматических заболеваний и психологических факторов на базе Института Психотерапии и Клинической Психологии в процессе групповой психотерапии по методу Ш. С. Ташаева. Одной из целей исследования было проследить взаимосвязь социальных факторов с психическим и психосоматическим статусом, а также выявить наиболее эффективные методы профилактики психосоматических заболеваний.

Обследование проводилось в три этапа: психологическое тестирование и медицинский осмотр до начала групповой сессии, сразу и спустя два месяца после прохождения сессии.

Характеристики испытуемых

Мужчины составили 27,7 % от общего числа участников, женщины — 69,4 %. Средний возраст испытуемых составил 36,3 лет (min = 17, max = 77).

61% опрошенных имеют высшее образование, 2,7 % имеют ученую степень, учились на момент проведения обследования — 7,8 %, имеют средне специальное образование 28,5 %.

75 % испытуемых работали на момент проведения обследования, из неработающих 50 % — пенсионеры.

Из всех обследованных 97% имеют хотя бы один симптом психосоматического заболевания (такие как акроцианоз, аллергические реакции, удушье, сонливость, метеочувствительность, диспепсия и др.). У 44 % участников групповых сессий зарегистрировано от 2-х до 4-х симптомов, у 41% — более четырех симптомов.

30 % участников групповых сессий имеют явную форму гипертонию, 6 % — скрытую форму. У 8 % участников обнаружена явная форма гипотонии, у 11 % скрытая форма гипотонии.

Методы исследования

Экспериментально-психологический метод представлен в данном исследовании следующими методиками: опросником ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина, методикой исследования Самоотношения С. Р. Пантилеева[3] и методикой семантического дифференциала.

Для того, чтобы выяснить основные интересующие нас социальные показатели, в данном исследовании была применена анкета. А для получения данных о психосоматическом статусе испытуемого применялся медицинский осмотр. Основные параметры, включенными в исследование явились: наличие-отсутствие явной (скрытой) гипертонии, наличие-отсутствие явной (скрытой) гипотонии, наличие симптомов психосоматических заболеваний, таких как: акроцианоз, аллергические реакции, удушье, сонливость, метеочувствительность, диспепсия и др.

Описание процесса групповых сессий

Длительность занятий составила 10 дней, по 4 —5 часов. Занятия проводились каждый день, в вечернее время (с 18-ти часов) по будням и в утреннее (с 11-ти часов) по выходным. Первые семь дней занятия проводились по сходной структуре.

I этап — лекционная форма занятий. Ведущий — профессор Ш. С. Ташаев. Лекционная часть посвящена ознакомлению с основными методами психотерапии, использующихся в процессе проведения занятий. Также в лекционное занятие включено изложение основных позиций теорий гуманистической, феноменологической и экзистенциальной направленности.

II этап. Со второго занятия вводится групповой опрос. Основная цель опроса — ознакомление с процессом усвоения тех или иных методик каждого участника, и вербальная корректировка этого процесса по мере необходимости.

III этап. 1 час занятий посвящен лечебной гимнастике и различным групповым упражнениям под руководством квалифицированного тренера. Целью этой части занятия является снятие напряжения в группе, установление более тесного контакта между участниками занятия, обучение общеукрепляющим и оздоровительным упражнениям, а также улучшение общего самочувствия.

IV этап. Заключительная часть занятия состоит из обучения навыкам релаксации и аутотренинга. Используются такие формулы цели как: «Я совершенно спокоен», «Разрешаю себе быть здоровым (счастливым, собранным и т.д.)», «Я доброжелателен к окружающим», «Выбираю удачу (счастье, спокойствие, здоровье и т.д.)» и др.

Восьмой день занятий посвящен знакомству с теорией трансперсональной психологии С. Грофа.

В девятый и десятый дни проводится сессия холотропного дыхания. В конце каждого занятия после сессии особое внимание уделяется устным отчетам участников.

Последний день посвящен подведению итогов. Происходит заключительная встреча участников и преподавателей, цель которой — получить обратную связь и ознакомить участников с результатами психологического и медицинского обследования.

Дополнительный метод, применяемый в ходе проведения занятий является методика ведения дневников. Каждый участник ведет собственные записи по ходу сессии, которые предназначены лично для ведущего и не поддающиеся огласке.

Результаты и их обсуждение

1. Динамика психологических и психосоматических изменений

Для сравнения характеристик личности испытуемых в исследованиях до занятий, после них и через два месяца после проведения занятий использовался t-критерий Стьюдента для парных выборок.

Эффективность групповых сессий подтверждается с точки зрения психологического и психосоматического здоровья. Анализ полученных результатов математико-статистической обработки (таблица 1) показал, что в результате прохождения групповых занятий существенно понижается уровень ситуативной и личностной тревожности, снижается внутренняя конфликтность. снижается интенсивность негативных эмоций чрезмерной рефлексии участников по отношению к себе. Кроме того, увеличивается ощущение ценности собственной личности, принятия себя, чувства симпатии по отношению к себе. Существенно уменьшается количество симптомов психосоматических заболеваний.

Таблица 1

Личностные и соматические изменения в результате прохождения групповых занятий. N = 72 чел.

Личностные и соматические

показатели

t-критерий
после занятий (сравнение с результатами до

занятий)

через два месяца после окончания (сравнение с результатами после занятий) через два месяца после окончания (сравнение с результатами до

занятий)

Ситуативная тревожность 8,21 *** -1,88* 3,44***
Личностная тревожность 7,79*** 1,35 5,18.***
Открытость-закрытость -4,57*** 1,77* -0,28
Самоуверенность 4,38*** -0,65 -3,03***
Саморуководство -4,96*** 0,20 -2,68***
Отраженное самоотношение -5,47*** -1,36 -3,56***
Самоценность -6,45*** -1,00 -4,06***
Самопринятие -3,56*** -0,80 -1,71*
Самопривязанность -2,63** -0,70 -4,92***
Внутренняя конфликтность 4,62*** 0,40 4,90***
Самообвинение 5,02*** 0,91 2,84***
Расхождение «Я»-идеальное — «Я»-реальное 5,60*** -0,60 3,77***
Наличие симптомов психосоматических

заболеваний

9,96*** 0,89 3,60***

*** р < 0,01; ** р<0,05; * р<0,1.

Дальнейший анализ данных исследования показал, что на эффективность психотерапевтического воздействия влияют различные факторы, относящиеся к самому испытуемому, например, половозрастные характеристики, уровень тревожности, наличие психосоматических заболеваний и др.

Из таблицы 2 видно, что при низкой и средней ситуативной тревожности симптомы психосоматических заболеваний значительно снижаются к концу занятий с высокой достоверностью. Однако высокая ситуативная тревожность может стать помехой в освоении оздоровительных практик и, в первую очередь психотерапевтические меры должны быть направлены на снижения уровня ситуативной тревоги..

Таблица 2

Влияние уровня ситуативной и личностной тревожности на изменения психосоматического здоровья. N = 72 чел.

Низкая и средняя ситуативная тревожность Высокая ситуативная тревожность
Женщины (n=26) Мужчины (n=12) Женщин (n=24) Мужчины (n=8)
Наличие симптомов психосоматических заболеваний 7,62*** 5,20*** 2,20*
Низкая и средняя личностная тревожность Высокая личностная тревожность
Наличие симптомов психосоматических заболеваний 3,84*** 3,48** 4,80*** 3,67**

Однако, сложно сказать об односторонней связи, так как мы видим из таблицы 3 результаты, свидетельствующие о влиянии наличия психосоматических расстройств на изменение психологических показателей.

Таблица 3

Влияние психосоматического здоровья на изменения личностных показателей.

Норма (n=30) Наличие симптомов психосоматических расстройств (n=19) Гипертония (n=14) Гипотония (n=7)
Ситуативная тревожность 5,63*** 4,21*** 3,19** 4,93**
Личностная тревожность 6,26*** 3,30*** 1,89* 2,77*
Открытость — закрытость -5,05*** -3,00*
Самоуверенность -3,55*** -2,12**
Саморуководство -4,83*** -3,13** -2,28**
Отраженное самоотношение -5,45***
Самоценность -4,46*** -3,67*** -3,43** -4,37**
Самопринятие -4,47*** -2,02* -2,59**
Самопривязанность -3,13***
Внутр. конфликтность 3,46*** 3,58**
Самообвинение 3,85*** 2,30** 4,70**
Расхождение «Я»-идеальное — «Я»-реальное 1,92** 2,87** 2,61** 3,28**

Как видно из данных сравнительного анализа, наличие психосоматической симптоматики или заболеваний снижает или вовсе затормаживает положительную динамику изменений психологических показателей. Особенности психокоррекции по отношению к данной группе участников должны заключатся в развитии и укреплении позитивного отношения к себе; уверенности в себе, в собственных силах; принятие себя, своей личности, характера и поступков такими, какие они есть.

2. Взаимосвязь социальных и психологических показателей

На основе корреляционного анализа мы сделали вывод, что такие показатели, как хорошие отношения на работе, удовлетворенность уровнем дохода и работой, играют важную роль в позитивном отношении к себе, в росте чувства уверенности в себе, в ожидании и укреплении позитивных отношений с окружающими, благоприятно отражаются на физическом здоровье индивида. Также обнаружено, что выбор работы и трудовая деятельность по специальности сказываются благоприятно на отношении к себе и психологическом и физическом самочувствии индивида.

Корреляционная модель 1

Взаимосвязь личностных характеристик и социальных параметров, касающихся ситуации на работе.

Условные обозначения:

— Положительная взаимосвязь, p < 0,05;

— Положительная взаимосвязь, p < 0,01;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,05;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,01.

СТ — Ситуативная тревожность;

ЛТ — Личностная тревожность;

СО2 — Самоуверенность;

СО3 — Саморуководство;

СО4 — Отраженное самоотношение;

СО6 — Самопринятие;

СО7 — Самопривязанность;

СО8 — Внутр. Конфликтность;

СО9 — Самообвинение;

Работа по специальности — должность на момент обследования совпадала со специальностью по диплому;

Спец. по месту работы — должность на момент обследования не совпадала со специальностью по диплому;

Удовлетворенность работой — уровень удовлетворенности работой.

Отношения на работе — качество отношений с коллегами, начальством, подчиненными;

Удовлетворенность доходом — уровень удовлетворенности доходом;

Ур. дохода — уровень дохода;

Такие параметры как удовлетворенность работой, хорошие отношения на работе и работа по специальности тесно взаимосвязаны с психосоматическим здоровьем. Удовлетворенность работой отрицательно взаимосвязана с уровнем алкоголизации и наличием психосоматических расстройств. Хорошие отношения на работе отрицательно взаимосвязаны с наличием гипертонической болезни и положительно с уровнем работоспособности. Работа по специальности отрицательно взаимосвязана с наличием психосоматических расстройств, а специальность по месту работы положительно коррелирует с показателем «Обращение по поводу проблем со здоровьем» и отрицательно — с удовлетворенностью работой.

Также стоит отметить, что на психосоматическое здоровье оказывает влияние выбор должности. Трудовая деятельность по специальности сказывается на психосоматическом благополучии гораздо более позитивно, чем трудовая деятельность по месту работы.

Корреляционная модель 2

Взаимосвязь социальных характеристик, касающихся ситуации на работе и показателей психосоматического благополучия.

Условные обозначения:

— Положительная взаимосвязь, p < 0,05;

— Положительная взаимосвязь, p < 0,01;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,05;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,01.

Работа по специальности — должность на момент обследования совпадала со специальностью по диплому;

Спец. по месту работы — должность на момент обследования не совпадала со специальностью по диплому;

Удовлетворенность работой — уровень удовлетворенности работой.

Отношения на работе — качество отношений с коллегами, начальством, подчиненными;

Удовлетворенность доходом — уровень удовлетворенности доходом;

Ур. дохода — уровень дохода;

Работоспособность — уровень работоспособности;

Гипертония — наличие гипертонической болезни;

Психосоматич. расстр. — наличие симптомов психосоматических заболеваний;

Алког. — уровень алкоголизации;

Пробл. здор. — обращение по поводу проблем со здоровьем;

Отношения с родными — качество отношений с близкими родственниками.

Корреляционная модель 3

Взаимосвязь некоторых параметров семейной ситуации и психосоматического благополучия.

Условные обозначения:

— Положительная взаимосвязь, p < 0,05;

— Положительная взаимосвязь, p < 0,01;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,05;

— Отрицательная взаимосвязь, p < 0,01.

СО3 — Саморуководство;

СО6 — Самопринятие;

Неполная семья — неполная родительская семья;

Полная семья — полная родительская семья;

В браке — состоящий в браке;

В разводе — разведен;

Наркотизация — уровень наркотизации;

Психосоматические расстройства — наличие симптомов психосоматических расстройств;

Гипотония — наличие гипотонии;

Проблемы со здоровьем — обращение по поводу проблем со здоровьем;

Работоспособность — уровень работоспособности;

Отношения с родными — качество отношений с близкими родственниками.

Итак, суммируя данные корреляционного анализа, можно утверждать, что психическое и соматическое здоровье тесно взаимосвязаны не только между собой, но и социальным окружением индивида. Обстановка на работе, удовлетворенность работой, доходом, отношения в семье, семейное благополучие влияют не только на самооценку индивида, но и на его психосоматическое здоровье. Например, люди, состоящие в браке имеют более высокие показатели самоотношения и меньший риск наркотизации, в то время, как люди, состоящие в разводе чаще подвергаются риску психосоматических заболеваний и испытывают проблемы с работоспособностью.

Заключение

Техники, использовавшиеся в процессе психотерапевтических сессий, доказали свою эффективность и могут с успехом применяться как инструменты психотерапевтического воздействия. Это и антистрессорная разгрузка, куда входят игровая, эмоционально насыщенная физическая разминка, и упражнения аутогенной тренировки с акцентом на осознанное ощущение своего тела, в том числе и биологически активных точек и энергетических меридианов. Немаловажным является и умение снимать болевую доминанту, а также создавать положительные доминанты успешности, доброжелательности, здоровья и многое другое, работа с чувством вины, холотропная терапия, возрастная регрессия и, наоборот, прогрессия и т.д. Следует отметить, что данные, полученные в результате анализа влияния различных факторов на эффективность психокоррекционных занятий, могут служить основой для дифференцированного подхода к участникам групповых сессий в зависимости от личностных, психосоматических и половозрастных особенностей участников[4].

Литература:

  1. Гурвич И. Н., Социальная психология здоровья. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999
  2. Обзорная сводка о состоянии здоровья в Российской Федерации, Всемирная Организация Здравоохранения, 2005
  3. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993.
  4. Есаулова Ю.П. «Психосоматические изменения у участников психотерапевтических сессий» Вып. квал. работа на соиск. ст. магистра психологии. СПбГУ, 2003.