Опыт надличностных уровней переживаний, возникающих в виде «базовых перинатальных матриц» по классификации Станислава Грофа

Год публикации: 2005

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Перинатальная психология и медицина» (Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины; Санкт-Петербург, издательство «ИПТП», 2004 — 2005 гг.)

НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»

Санкт-Петербург

Введение

Изучение психологической структуры личности человека вплоть до совсем недавнего времени было сопряжено с трудностью преодоления механико-материалистического взгляда на феномен Сознания. Один из главных путей исследования феномена Сознания — это картографирование психики человека. Картографирование психики стало возможным только в последние несколько десятилетий двадцатого века. Из множества попыток создания целостного подхода к исследованию человеческой психики на основе картографирования можно выделить несколько сформировавшихся направлений:

  • Ортодоксальная психология, предполагающая единство Я-психики со структурами нашего тела. Это психоанализ З. Фрейда и К. Юнга (головной мозг, как вместилище Эго, Сознания и Подсознания и даже коллективного бессознательного), телесно ориентированная психология, расширяющая территорию карты психики человека до кожных покровов и проприорецепторов, аутогенная тренировка, имеющая дело с «Я» и высшим «Я» человека;
  • Трансперсональная психология, придерживающаяся четкого холистического подхода, суть которого заключается в представлении об изначальной раздробленности нашей психики (Эго). Раздробленность Эго сужает возможности полнокровного существования личности и чревата возникновением различного рода неврозов. Объединение (слияние) изначально отделенных друг от друга частей нашего Эго на другом, более высоком уровне развития Личности делает данную Личность осознанной, высоко духовной и свободной от любого вида неврозов. Объединение происходит главным образом во время так называемых трансперсональных состояний человека, характеризующихся воскрешением памяти личного системного конденсированного опыта, образов и ощущений перинатального периода и визуализации непосредственного контакта с Архетипами. Наиболее полная и научно обоснованная картография психики человека в русле трансперсональной психологии создана Станиславом Грофом;
  • Психология опыта внетелесных переживаний, наиболее последовательным представителем которой является Р. Монро. В основе психологии внетелесных переживаний лежит представление о том, что «Я» может существовать и воспринимать окружающую Реальность отдельно от физического тела человека, причем даже после биологической смерти человека. «Я» вне тела также может активно взаимодействовать с окружающей Реальностью и сохранять при этом адекватные мыслительные, эмоциональные и кинестетические реакции.
В то время как философия билась над главным для её успешного существования вопросом: «Первичность Материи или Духа (Бытие или Сознание), ортодоксальная наука воспринимала человека в качестве сложносоставной «корпускулы», способной, как и любая другая корпускула, к отражению (рефлексии). Однако, в отличие от остальной Материи, человеку приписывалось свойство «активного» отражения, то есть отражаемая Реальность подвергалась во время отражения направленному изменяющему воздействию отражающего объекта (Человека). Например, исследование электрона с точки зрения его волновых свойств подтверждает только волновые свойства электрона и отрицает (не находит) корпускулярные, и наоборот, исследование электрона как корпускулы подтверждает только корпускулярные свойства электрона и отрицает (не находит) волновые. Из сказанного естественно вытекает, что Сознание — это и есть видоизменяющее активное отражение окружающей Реальности. Однако возникает вопрос: действительно ли сознание преобразует электрон (лишает его противоположного свойства) или оно только лишь «отфильтровывает» восприятие оного, то есть изменяет не отражаемый объект, а отражающий? Судя по другому примеру из книги А. Ксендзюка [1], где он описывает уникальный случай отсутствия восприятия целым малазийским племенем явного объективного факта, сознание «отфильтровывает» «не вписывающийся» в картину индивидуального мира человека факт. Данное племя длительное время по причине горного обвала находилось в естественной изоляции от цивилизации. В течение нескольких веков у них сложилась собственная Картина Мира — несложная мифология, зачатки культуры, обрядность и даже религия. Когда антропологи их «открыли», выяснился удивительный факт. Над местообитанием этого племени регулярно — дважды в день в течение двух последних десятилетий — пролетал на небольшой высоте воздушный лайнер, при этом ни один из людей данного племени ни разу не видел его и не слышал сверхгромкого звука его двигателей. Что же получается? Самолёта не видели, а он был, звука не слышали, а он звучал, то есть любой другой человек (естественно не слепой и не глухой) не из этого племени, а из цивилизованной страны всё это, не напрягаясь, воспринял бы без вреда для собственного здоровья и выживания. Вот именно, без вреда для выживания. Другой пример из книги Р.М. Грановской и И.М. Никольской «Защита личности» [2] является ещё более впечатляющим: маленького мальчика впервые повели в зоопарк показать слона. Дома у мальчика был маленький игрушечный слоник. У клетки со слоном мальчик никак не мог увидеть слона. Он обшарил глазами весь пол клетки, но по его представлению слона (слоника) нигде не было. В конце концов, взрослым всё-таки удалось показать (объяснить) ему слона. Когда дома у мальчика спросили, что ему больше всего понравилось в зоопарке, он ответил, что больше всего ему понравилась лисичка, потому что она маленькая и с ней можно играть. Не правда ли, какие удивительные шутки может играть с нами наше сознание, создавшее в нас определённую картину Мира. По-видимому, уровень осознанности человека напрямую зависит от той Картины Мира, которая присутствует в нем в качестве некой основной точки отсчета.

Таким образом, получается, что одна из основных функций Сознания, по крайней мере по отношению к человеку, является создание определённой Картины Мира, то есть волшебной схемы-карты. Если есть на карте «значок», обозначающий какой-то объект, то этот объект входит в сферу взаимодействия человека, если нет его, то взаимодействие невозможно.

Удивительно то, что, несмотря на активную «творящую» роль, сознанию в материализме приписывалось и приписывается подчиненное положение. Данное представление вытекало и до сих пор вытекает из представления о том, что сознание есть функция головного мозга человека. Это так же нелепо, как то, что интернет в качестве явления — функция вашего персонального компьютера. Чтобы было еще понятнее, воспользуюсь примером профессора А.Н. Кондратьева [3], где он, желая упрощенно показать господствовавшее до совсем недавнего времени у анестезиологов отношение к проблеме сознания, сравнивает эти отношения с ситуацией Алладдина и волшебной лампы: «Потёр лампу — появился Джинн». По данным представлениям для проявления сознания требуется обязательная активация коры головного мозга, куда должен придти внешний или внутренний стимул. Следовательно предполагается, что сознание можно «выключить», заблокировав восходящие к головному мозгу афферентные пути или заблокировав неспецифическую активацию центральной нервной системы, то есть затруднить или полностью исключить возможность обработки (активного отражения) поступающей информации. Прошу обратить внимание, что в этом случае абсолютно исключается возможность того, что сознание может и не выключаться, а может выключаться из-за каких-то неполадок аппарат его «транслирующий», хотя, и в том и в другом случае, внешний эффект будет одним и тем же. Например, когда телевизор перестаёт показывать передачу, абсолютно не обязательно, что прекратилась трансляция этой передачи в телецентре. Однако исследования, проводимые самими анестезиологами, показали, что не всё так просто. Сознание человека во время хирургической операции при даче вполне «полноценного» наркоза очень часто (около 25% случаев) практически присутствует в течение всего операционного периода. Более того, при тщательном опросе опытными психологами больных в послеоперационном периоде почти все остальные пациенты вспоминают, что с ними происходило во время операции. К сказанному можно добавить, что достаточно основательные исследования [4] естественного сна человека показали, что сознание присутствует не только во время стадии REM-сна, когда человек видит сновидения, но практически в любой из 5 других стадий сна, то есть оно никогда не исчезает. Оно присутствует у человека даже во время клинической смерти [5] (!). Вполне естественно, что в случае околосмертных переживаний по С. Грофу [6] представление о волшебной лампе Алладдина не выдерживает никакой критики.

Иными словами, вопрос не в способе и «качестве» анестезии во время дачи наркоза или в физиологическом состоянии человека в какой-то конкретный момент времени (сон, различные уровни бодрствования и даже клиническая смерть), а в отсутствии или недостаточности ретранслирующих это Сознание «устройств». Возможно поэтому в современной медицине нашел широкое практическое применение метод биологической обратной связи, который устраняет недостаточность коммутирующих человека с сознанием устройств техническими средствами.

Таким образом ортодоксальный подход к вопросу о взаимоотношении Человека и Сознания, то есть, рассмотрении сознания, как «реализации функции» какой-либо части тела Человека не имеет решения. И наоборот — рассмотрение человека в качестве «реализации-функции» Сознания также не имеет решения, так как постановка вопроса в обоих случаях является некорректной. На наш взгляд, Сознание не является отражением (реализацией-функцией) или качеством не только каких-либо частей человеческого тела, головного мозга, например, но и самой Материи во всех её формах существования. Сознание — это ещё одна из форм существования самой Материи как таковой. Когда мы принимаем данную точку зрения, становится очевидным, что вопрос о первичности Сознания по сравнению с другими формами существования Материи является абсолютно некорректным, как некорректной является и постановка вопроса о первичности корпускулярной, полевой, волновой, и возможно неизвестных пока любых других форм существования Материи. Например, кто может с уверенностью сказать, что первичнее, масса или гравитация, электрический заряд или электрическое поле, если они друг без друга существовать не могут? Гравитация ли свойство массы или масса — свойство гравитации (здесь более всего подходит, на наш взгляд, слово «реализация-функция», нежели слово «свойство»)?

Если мы постулируем, что Сознание есть одна из форм существования Материи, то, следовательно, научный подход к его изучению также правомочен, как и к другим формам (корпускулярной, полевой и тд.). Что представляет собой научный процесс познания, осуществляемый Человеком? Прежде всего, это адекватный подбор соответствующих инструментов познания, при помощи которых можно наблюдать и описать явление или процесс. Затем изобретаются единицы измерения их определённых свойств и на этой основе определяют законы взаимодействия какой-либо известной части этой формы с другими её известными частями или данной формы Материи с другими формами существования Материи. На этой основе можно делать прогнозы. То есть Знание качественных и количественных характеристик определённой формы Материи позволяет открывать (создавать) Законы взаимодействия или по иному — реализации-функции этой формы — и использовать это Знание для практических целей. Под практическими целями подразумевается совершенствование старых и создание новых направлений деятельности человека, что одномоментно отражается на самой Эволюции человека и всей среде его обитания. Это, по-видимому, и является основной целью реализации-функции, как Человека, так и Человечества в целом, то есть создание Ноосферы или по иному — освоение опыта всех форм существования Материи как таковой.

Именно с точки зрения создания инструментов взаимодействия мы и хотим рассмотреть выявленные и описанные С. Грофом четыре базовых перинатальных матрицы (БПМ). Однако, создание любых инструментов невозможно (бессмысленно) без определённого представления о том, с чем надо взаимодействовать, то есть без создания Картины Мира. Такая первичная Картина Мира импринтируется в мозг плода по мере его созревания и готовности к появлению на свет в виде уже не плода, а человека. И уже на эту первичную Картину Мира накладывается новая, создаваемая родителями и социумом, в котором растет и развивается человек.

Основная часть

Наличие определённых импринтов в центральной нервной системе новорожденного ребёнка в настоящий момент ни у психологов, ни у психотерапевтов не вызывает сомнения. Однако функция, время возникновения и время «стирания» или «угасания» (аналогия с условным рефлексом) импринта, а также длительность временного интервала импринтинговой уязвимости (добавление значка в карту Реальности) очень мало изучены. Тем более пока ещё не возникало вопроса о том, чтобы рассматривать импринтинг БПМ в качестве закладки у человека определённой Картины Мира или, как мы уже говорили, схемы-карты Реальности. На данной карте и происходит первое апробирование и откачивание природных инструментов взаимодействия че-ловека с окружающей Реальностью. Рассмотрим, какие имеются предпосылки для такой постановки вопроса.

Во-первых, это схожесть картин личного опыта переживаний плода во время той или иной БПМ и многих мифологических сюжетов.

Во-вторых, когда у человека во взрослом состоянии возникают по жизни почти непреодолимые трудности, он вновь иногда возвращается к образам первоначальной Картины Мира, как заблудившийся турист пробует определить своё местонахождение по имеющейся у него карте.

В-третьих, человек часто по жизни использует те или иные навыки, выработанные во время взаимодействия плода с первичной Картиной Мира. То есть человек ещё в утробе приобретает некоторые способы защиты своей личности, то есть приходит в этот мир уже защищённым.

Все эти моменты мы пробовали проследить в исследовании переживаний трансперсонального уровня. По С. Грофу они соответствуют любой из четырёх базовых перинатальных матриц и их можно сопоставить с постнатальным поведением человека в различные периоды его жизни. Полученный материал обрабатывался по дневникам самонаблюдения, тестам на уровень тревожности и наблюдениям психолога или психотерапевта. Понижение уровня тревожности, как ситуативной, так и личностной, после наших тренингов могло свидетельствовать о большей защищённости личности в социуме после «освежения» в памяти первоначальной Картины Мира. Всего было обработано и систематизировано около 1000 дневников самонаблюдения.

Схематично С. Гроф описывает импринты в виде четырех базовых перинатальных матриц, представляющих собой комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у плода во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша и вплоть до рождения ребенка. Границы каждой из перинатальных матриц соответствуют определённому физиологическому периоду беременности. Комплексы ощущений пациента во время изменённого состояния сознания, достигаемого при помощи специальных техник тренинга, а иногда и спонтанно, могут с поразительной точностью соответствовать реальному физическому состоянию плода в тот или иной период беременности и начавшегося процесса родов. Очень часто сами пациенты, обучающиеся освоению измененных состояний сознания, без подсказки психотерапевта связывают свои ощущения в этих состояниях с тем или иным периодом своего внутриутробного развития, причём проверка объективных деталей биологического развития плода и рождения ребенка постфактум (там, где это ещё возможно), как правило, всегда подтверждает догадку пациента. Так, например, в наших исследованиях измененного состояния сознания ощущения дискомфорта, видение себя на загаженном морском дне, занятым поисками съедобной пищи связывались испытуемым со своим внутриутробным развитием. В последствии у него в детстве, по рассказам матери, наблюдался неуёмный аппетит в отношении пригодной для приёма пищи и полный отказ от пищи при незначительных признаках её непригодности. Мать говорила, что она никогда не боялась, что ребёнок её может каким-либо образом отравиться, в том числе и оставленными на виду лекарственными средствами.

Характерный пример: мама, единственная кормилица семьи из шести человек, осталась в 1943 году с тяжело больным мужем, двумя женщинами пожилого возраста и двумя маленькими детьми на руках. На свою третью беременность она не обращала никакого внимания, важно было заработать на прокорм семьи. Сама питалась нерегулярно, в основном тем, что осталось от остальных, при этом работала как минимум в две смены на химически вредном производстве. Став взрослым, испытуемый во время любого неопределенно-тревожного состояния, ощущал неуёмный аппетит или неудержимую тягу к табакокурению. Испытуемый много раз пробовал бросить курить и всякий раз безрезультатно. Характерно, что после этого перинатального переживания аппетит испытуемого во время любой тревожащей ситуации не переходил границы физиологической нормы, и испытуемый без особых трудностей отказался от табакокурения.

Таким образом получается, что восстановление в памяти первоначальной Картины Мира ослабило стрессорное напряжение на испытуемого и помогло ему освободиться от вредной привычки. Возможно, это и есть один из значимых механизмов широко известного положительного терапевтического воздействия холотропных состояний на человека.

Описанные выше переживания в измененном состоянии сознания относятся к ощущениям первой перинатальной матрицы, длящейся от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, то есть начала схваток. По Стэну Грофу, в условиях физиологичной беременности спокойное развитие плода, когда плод плавает в амниотической жидкости, сопровождается ощущениями безграничности, расслабленности, защищенности, космического единства и образно ассоциируется с пребыванием в раю. Отсюда возникает понятие хорошей матки, а в описанном нами случае — плохой, так как плод небезразличен к внешним воздействиям во время беременности матери (диета, интоксикация, инфекционные заболевания и прочее). Таким образом, в данном случае мы видим использование ребёнком навыков, приобретенных им в БПМ-1 (различения пригодной и не пригодной к употреблению пищи). Уровень ситуативной и личностной тревожностей у него после оживления в памяти первичной Картины Мира резко снизился (отказ от курения и отсутствие переедания при стрессе). Иными словами, испытуемый, «заблудившись» в новой вторичной Картине Мира, испытывал мощный стресс. «Нахождение» им в холотропном состоянии своей старой «карты» Реальности данный стресс сняло.

Вторая матрица по Стену Грофу хранит память о первой стадии рождения (период между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала). В наших исследованиях возникновение чувства тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни, ощущение, что им манипулируют также очень часто связывалось испытуемыми с процессом родов. Внешнее поведение испытуемого в такие моменты ассоциировалось наблюдателем с попыткой раздвинуть какие-то границы, нестерпимо сжимающие его тело, снять с шеи, явно ощущавшуюся на ней некую «удавку». Следует отметить, что на этом этапе процесса родов стенка матки сокращается и сдавливает плод, а пуповина может обвиваться и перекручиваться вокруг шеи плода. Выделяющиеся в это время в кровь матери окситоцин и другие вазоактивные вещества ещё более усугубляют физическое состояние плода, усиливая и без того существенную гипоксию. В этот период родового процесса возникает существенная «физиологическая» асфиксия, ассоциирующаяся в измененном состоянии сознания с муками Ада. Если процесс идет неблагополучно, ребенок будет предрасположен к ряду заболеваний (клаустрофобия, бронхиальная астма и др.). У наших обучающихся при характерных признаках переживания ими второй перинатальной матрицы, иногда наступала длительная (имеются наблюдения отсутствия приступов до 10 лет) ремиссия бронхиальной астмы. Иногда у испытуемых исчезали различного рода фобии, в том числе и клаустрофобия. Ремиссия наступала в основном только тогда и только у тех испытуемых (во всяком случае стойкая, длительная ремиссия), которые находили положительное решение создавшейся в трансперсональном состоянии сознания угрожающей ситуации. Поэтому, одним из правил наших тренингов является обучение пациентов осознанно проходить (разрешать) различные сюжеты, возникающие в трансперсональном состоянии сознания в той или иной перинатальной матрице.

Таким образом, как мы и говорили, другим важным моментом имприн-тинга перинатальных матриц, великолепно описанных С. Грофом, является, на наш взгляд, приобретение и оттачивание навыков взаимодействия с окружающей Реальностью.

Характерный пример: женщина 32 лет, в анамнезе бронхиальная астма аллергического генеза с 8 лет. Аллергия в основном на шерсть животных. Полное противопоказание посещений цирка и контактов с любыми домашними животными. Приступ купируется на очень короткое время большими дозами антигистаминных препаратов. Во время одного из погружений в измененное состояние сознания пациентка оказалась в мифической ситуации, когда со всех сторон её окружали живые деревья-кустарники, сдавливающие шею и тело своими ветвями, что создавало невыносимую асфиксию и вызывало панический страх. По наблюдению психотерапевта появился цианоз губ и ногтей, и пациентка судорожно пыталась освободиться от какого-то внешнего, сжимающего всё её тело, фактора. Психотерапевт форсировал акт выдоха мощным надавливанием на грудную клетку пациентки и буквально через 1-2 минуты её губы, и ногти окрасились в розовый цвет. Она сложила пальцы обеих кистей в замысловатую фигуру, которая в йогической практике называется «Мудра», и на её лице появилась счастливая улыбка. О мудрах пациентка не имела ни малейшего представления и на вопрос, почему она так сделала, пациентка отвечала, абсолютно не смутившись: «Когда мне стало совсем невыносимо, появился стройный молодой человек с золотисто-коричневым цветом кожи и предложил мне соединить пальцы обеих рук определённым образом, что я и сделала. Мне стало очень комфортно и легко, и я полетела к какому-то золотистому шару, Я знала, что там был Рай». В течение последних 10 лет у данной пациентки не наблюдалось ни одного приступа бронхиальной астмы, даже при контакте с домашними животными и исчез характерный свист всегда присутствовавший (даже в межприступный период) при свободном дыхании пациентки. Здесь мы также наблюдаем, что возврат к первоначальной Картине Мира и активное осознанное взаимодействие с ней во время погружения в трансперсональное состояние, помогло пациентке справиться с трудно купируемой формой бронхиальной астмы (уровень тревожности и в этом случае достаточно резко снизился).

Психические и физические страдания могут продолжаться и в третьей перинатальной матрице, но уже на фоне открывающихся родовых каналов и постепенного продвижения плода по ним. По нашим наблюдениям пациент в измененном состоянии сознания, переживающий ощущения, свойственные третьей перинатальной матрице, испытывает скорее не ужас и беспомощность, как во второй, а страстное желание найти «выход» из создавшейся ситуации и победить. Он получает наслаждение от борьбы и полностью ею захвачен. Патологии, возникающие (связанные прямо или косвенно) при тяжелом течении физиологического процесса родов на стадии продвижения плода по родовым каналам и проявляющиеся затем в постнатальный период во взрослом состоянии (психастеничность, паранойя, акцентуация на борьбе и пр.), очень плохо поддаются многим формам психотерапии. Наиболее адекватными способами терапии в данном случае являются маскотерапия (одна из разновидностей арт-терапии) и психоделическая или холотропная терапия по С. Грофу.

Характерный пример: Пациентка 25 лет, замужем в течение 5 лет, имеет девочку трёх лет, в анамнезе вяло текущая шизофрения, принимает регулярно нейролептики и антидепрессанты в течение трёх лет. Неприятие свекрови и немотивируемый отказ от любых контактов со своей дочкой. Самостоятельные передвижения по городу без сопровождения кого-либо из близких даже на сеансы психотерапии были практически невозможны. После трёх сессий холотропного дыхания, с интервалом между ними в три-четыре недели, наблюдается постепенное снижение уровня тревожности с параллельным снижением дозы антидепрессантов и нейролептиков с полной отменой приёма к третьему месяцу с момента первой холотропной сессии. Во время каждой из холотропных сессий у нее практически одна и та же картина, лишь с незначительными вариациями: «Я чувствовала необъяснимую, невыразимую никакими словами тоску. Находилась в кромешной тьме, откуда тщетно пробовала выбраться. Хотелось рыдать, царапаться, кусаться, драться. Я очень хотела увидеть своего врага». Объективные наблюдения психотерапевта: пациентка через пять-десять минут от момента интенсивного дыхания мрачне-ла лицом и начинала с надрывом в голос рыдать, рваться неизвестно куда. Успокаивалась, как правило, к окончанию сеанса холотропного дыхания. После окончания второй сессии холотропного дыхания стала ходить по городу без сопровождения близких. Выразила желание подружиться с дочкой, однако, свекровь свою по-прежнему считала врагом номер один. Было решено включить дополнительно в процесс лечения пациентки маскотерапию. По мере готовности автопортрета (лепка собственного бюста из пластилина в масштабе 1:1 — автор метода Г.М. Назлоян) пациентка полностью признала дочку и помирилась со свекровью и мужем, устроилась на работу. Через год по совету психотерапевта родила ещё одного ребенка. Отношения в семье и на работе практически нормальные. Изредка нуждается в антидепрессантах для коррекции эмоционального статуса.

В данном случае у пациентки в трансперсональном состоянии не было практически никаких образов или мифологических сюжетов. В основном наблюдались просто эмоциональные реакции (страх, тоска, гнев и прочее) пациентка громко рыдала, выкрикивая «не хочу», «за что», «сволочи» и другие подобные фразы. Во время дыхания она часто принимала эмбриональную позу и успокаивалась.

Третья клиническая стадия родов — переживание смерти и воскресения — когда плод выходит из лона матери, соответствует по С. Грофу четвертой перинатальной матрице. Напряженная борьба продвижения по родовым путям вдруг сменяется чувством очищения, искупления и мистического прорыва. Рассказы пациентов, переживших состояние четвертой перинатальной матрицы, изобилуют описанием ослепительного света, а иногда фейерверков цвета. Возникает чувство радости, освобождения, преодоления.

Характерный пример: Молодой человек 24 лет, высшее техническое образование. Пришёл на тренинг с целью выйти из состояния неопределенности, «аморфности» желаний и, как охарактеризовал психолог, состояния «прислуги за всё». Пробовал организовать своё дело, и интересное для души, и приносящее финансовую прибыль. Каждый раз начинание, не успев начаться, заканчивалось провалом, нанося пациенту значительный финансовый и моральный урон. После второй холотропной сессии с яркими переживаниями, характерными для четвертой перинатальной матрицы, пациент прекратил тренинги, заявив, что все, что он хотел, он получил. По образному выражению пациента — стоит ему протянуть руку, как в неё тут же кладут. Организованный им бизнес, как он и хотел, полностью удовлетворяет его материальные и моральные запросы вот уже в течение четырёх лет после прохождения им наших тренингов.

Интересен факт, что в процессе прохождения опыта трансперсонального состояния очень часто сохраняется самоконтроль, то есть происходит двойная ориентировка сознания. Оно одномоментно может находиться в глубоких внутриутробных переживаниях (текут слёзы, возникают различные образы и ассоциации) и осознавать себя в зале. На первых порах, если измененное состояние сознания не достаточной глубины, пациенту кажется, что его опыт погружения в это состояние не совсем удачен. Однако, наблюдения психолога, психотерапевта и объективное психологическое тестирование всегда показывают изменение в восприятии пациента окружающей реальности (работа, дом, семья, философское мировоззрение и тд.) в сторону большей объективизации. Пациент становится уравновешенным, открытым, доброжелательным. Невротизированность восприятия и повышенная тревожность, резко сужающие возможность нахождения адекватного выхода из ситуации, уменьшаются настолько, что для окружающих становятся незаметными. Очень часто происходит переосмысливание своих насущных потребностей и проблем в сторону уменьшения «драматичности» ситуации. Многие пациенты говорят: «Теперь я знаю, что я должен делать...» или «Я знаю, как поступить» и т.д. Складывается впечатление, что эмоциональные переживания, образные представления и драма содержательных сюжетов перинатальных матриц имеют двойную функцию:

  1. Эмоциональная стрессорная разгрузка при «зашкаливании» ситуации;
  2. Индивидуальная личностная и общечеловеческая модель ситуативного поведения человека.

В обоих случаях несомненным является факт понижения уровней ситуативной и глубинной тревожностей по тесту Спилберга-Ханина (обе выборки по 30 человек) соответственно на 34±7% (Р < 0.05) и 17±3% (Р < 0.05). Эти данные подтверждаются также материалом дневников самонаблюдения пациентов.

Таким образом, исследования на людях, прошедших через психотерапевтический опыт глубоких внутриутробных переживаний показывают, что у данных людей, как правило, меняется иерархия ценностей, они становятся более самодостаточными и успешными при решении стоящих перед ними задач, менее конфликтными в семье и на работе. Как на уровне сознания, так и на подсознательном уровне многие пациенты начинают обладать уверенным знанием типичного выхода из той или иной затруднительной ситуации, что свидетельствует о восстановлении в памяти испытуемого первичной Картины Мира. Иными словами, феномен перинатальных матриц реально существует и воздействует на повседневную жизнь человека, добавляя к постнатальной, вторичной Картине Мира, первичную. По-видимому, совместная работа обеих Картин Мира упрощает защиту личности индивидуума и помогает ему расширить своё самоосознание. Дальнейшие исследования в данной области должны помочь изучению феномена Сознания и человеческой природы в целом.

Литература

  1. А. Ксендзюк. «Тайна Карлоса Кастанеды». Одесса, 1995 г.
  2. Р. М. Грановская, И. М. Никольская. «Защита Личности». СПб, «Знание», 1999 г.
  3. А. Н. Кондратьев. «Журнал Анестезиологии и реаниматологии» № 10, 1999
  4. С. Криппнер, Джозеф Диллард. «Сновидения и творческий подход к решению проблем». Москва, Издательство Трансперсонального Института, 1997 г.
  5. R. А. Moody. «Life After Life». New York, 1975
  6. С. Гроф. «Психология будущего». Москва, Издательство Трансперсонального Института, 2001 г.