Влияние групповой психотерапии по методу Ташаева на психосоматическое и психологическое благополучие объекта психотерапевтического воздействия

Год публикации: 2005

Автор: Юлия Есаулова, О. В. Клыценко

Опубликовано в:

«Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии» (V Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием «Через интеграцию наук — к сохранению репродуктивного здоровья семьи»).

Москва, 29 мая — 2 июня 2005 года

НИИ психотерапии и клинической психологии при НП «Институт психотерапии и трансперсональной психологии»

Россия, Санкт-Петербург

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВО3, он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55 % — условия и образ жизни человека[1].

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением, а эти сферы практически не поддаются ни фармакологии, ни физиотерапии, ни рефлексотерапии или какой-либо другой форме терапии, кроме психотерапевтического воздействия.

Психотерапия отличается от других видов лечения тем, что мишенью для нее служат, прежде всего, установки Восприятия человека и структура его личности. Именно поэтому процесс психотерапии можно считать успешным только тогда, когда, помимо устранения патологической симптоматики или конфликтной ситуации, в зависимости от того, с какой именно конкретной проблематикой пришел пациент, произошли еще и позитивные изменения в характере и структуре его личности[2].

В таком случае становится актуальным выявление и изучение именно тех методов психотерапии, которые не только благотворно влияют на психосоматическое, но и на психологическое здоровье индивида. Кроме того, учитывая вышеуказанные аспекты здоровья, следует помнить и о социальной составляющей. В таком случае групповая психотерапия (группа как модель социума) является наиболее эффективной.

Данное исследование рассматривает динамику изменений в психосоматическом и психологическом здоровье и тенденции к изменению жизненных ситуаций у участников групповой психотерапии. Цель исследования: оценка эффективности комплексных мероприятий в процессе групповой психотерапевтической сессии.

Материал и методы исследования:

Материалы работы основаны на изучении и анализе результатов обследования 75 человек. Все 75 человек были обследованы в период с ноября 2001 г. по декабрь 2003 г. Характеристики испытуемых приведены в таблицах 1 — 4.

Таблица 1

Половые характеристики

Пол процент
Мужчины 31
Женщины 69

Таблица 2

Возрастные характеристики

Возраст Процент
17 — 25 15
26 — 35 28
36 — 45 31
46 — 55 14
>55 12

Средний возраст испытуемых составил 36,3 лет (min = 17, max = 77).

Таблица 3

Образование

Образование Процент
Ученая степень 2
Высшее 61
Среднее специальное 29
Студе нты 8

75 % испытуемых работали на момент проведения обследования, из неработающих 50 % — пенсионеры.

Таблица 4

Психосоматическое состояние

Симптомы психосоматических заболеваний Процент
Имеют хотя бы один симптом психосоматического заболевания 97
Имеют от 2-х до 4-х симптомов психосоматического заболевания 44
Имеют более 4-х симптомов психосоматического заболевания 41
Имеют явную форму гипертонии 30
Имеют скрытую форму гипертонии 6
Имеют явную форму гипотонии 8
Имеют скрытую форму гипотонии 11

Экспериментально-психологический метод представлен в данном исследовании следующими методиками: опросником ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина, методикой исследования Самоотношения С. Р. Пантилеева и методикой семантического дифференциала. Одной из ключевых характеристик личностного благополучия было выбрано Самоотношение. Самоотношение в данном случае понимается как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе.

Опросник Самоотношения С. Р. Пантилеева, использовавшийся в данном исследовании, представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета. Опросник оценивает девять устойчивых факторов: закрытость — открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

В основу определения здоровья положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному[2], потому мы старались сделать подход более целостным. Кроме психологических данных, в исследование включены данные медицинского осмотра (наличие-отсутствие гипертонии, наличие-отсутствие гипотонии, наличие симптомов психосоматических заболеваний, таких как: акроцианоз, аллергические реакции, удушье, сонливость, метеочувствительность, диспепсия и др.). Для уточнения таких различных характеристик как семейное положение, место работы, специальность, общее самочувствие, отношения в семье, на работе и с друзьями, образ жизни, была разработана анкета с перечнем вопросов, уточняющих те или иные данные обследуемого.

Обследование проводилось в три этапа: психологическое тестирование и медицинский осмотр (1) до начала групповой сессии; (2) сразу после прохождения сессии; (3) через два месяца после окончания занятий.

Результаты и их обсуждение:

Для сравнения характеристик личности испытуемых в исследованиях до занятий, после них и через два месяца после проведения занятий использовался t-критерий Стьюдента для парных выборок.

Эффективность групповых сессий подтверждается с точки зрения психологического и психосоматического здоровья. Анализ полученных результатов математико-статистической обработки (таблица 5) показал, что в результате прохождения групповых занятий существенно понижается уровень ситуативной и личностной тревожности, снижается внутренняя конфликтность. снижается интенсивность негативных эмоций чрезмерной рефлексии участников по отношению к себе. Кроме того, увеличивается ощущение ценности собственной личности, принятия себя, чувства симпатии по отношению к себе. Существенно уменьшается количество симптомов психосоматических заболеваний.

Таблица 5

Личностные и соматические изменения в результате прохождения групповых занятий. N = 72 чел.

Личностные и
соматические
показатели
t-критерий
после занятий
(сравнение с результатами до
занятий)
через два месяца
после окончания (сравнение с результатами после занятий)
через два месяца после окончания (сравнение
результатами до
занятий)
Ситуативная тревожность 8,21 *** -1,88* 3,44***
Личностная тревожность 7,79*** 1,35 5,18.***
Открытость-закрытость -4,57*** 1,77* -0,28
Самоуверенность 4,38*** -0,65 -3,03***
Саморуководство -4,96*** 0,20 -2,68***
Отраженное самоотношение -5,47*** -1,36 -3,56***
Самоценность -6,45*** -1,00 -4,06***
Самопринятие -3,56*** -0,80 -1,71*
Самопривязанность -2,63** -0,70 -4,92***
Внутренняя конфликтность 4,62*** 0,40 4,90***
Самообвинение 5,02*** 0,91 2,84***
Расхождение"Я«-идеальное — «Я»-реальное 5,60*** -0,60 3,77***
Наличие симптомов
психосоматических
заболеваний
9,96*** 0,89 3,60***

*** р < 0,01; ** р<0,05; * р<0,1.

Дальнейший анализ данных исследования показал, что на эффективность психотерапевтического воздействия влияют различные факторы, относящиеся к самому испытуемому, например, половозрастные характеристики, уровень тревожности, наличие психосоматических заболеваний и др.

У участников после 40 лет с меньшей вероятностью понижаются личностная тревожность и внутренняя конфликтность, чем у более молодых испытуемых. После 50 лет психологические изменения практически не заметны. Тем не менее, у участников всех возрастных групп отмечается уменьшение симптомов психосоматических заболеваний с высокой достоверностью (р < 0,01 от 17 — 40 лет; р < 0,05 после 40 лет).

Показатели мужчин с высокой ситуативной тревожностью практически не изменяются к концу занятий в отличие от показателей женщин и мужчин с низкой ситуативной тревожностью. Личностная тревожность не оказывает существенного влияния на результат психотерапии.

Также на эффективность психотерапевтического воздействия оказывают влияние психосоматические показатели. Наличие более одного симптома психосоматических заболеваний заметно ослабляло интенсивность изменений психологических показателей, не влияя только на динамику изменений тревожности. Гипертония, как и гипотония, уменьшают эффективность снижения тревожности, особенно уменьшается вероятность понижения личностной тревожности. Параметры самоотношения меняются с меньшей вероятностью. Описанные результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6

Влияние психосоматического здоровья на изменения личностных показателей

Личностные и
соматические
показатели
Норма
(относительное
здоровье)
(n=30)
Наличие более одного симптома психосоматических
расстройств
(n=19)
Гипертония
(n=14)
Гипотония
(n=7)
Ситуативная тревожность 5,63*** 4,21*** 3,19** 4,93**
Личностная тревожность 6,26*** 3,30*** 1,89* 2,77*
Открытость-закрытость -5,05*** -3,00*
Самоуверенность -3,55*** -2,12**
Саморуководство -4,83*** -3,13** -2,28**
Отраженное самоотношение -5,45***
Самоценность -4,46*** -3,67*** -3,43** -4,37***
Самопринятие -4,47*** -2,02* -2,59**
Саморивязанность -3,13***
Внутренняя конфликтность 3,46*** 3,58**
Самообвинение 3,85*** 2,30** 4,70**
Расхождение «Я»-идеальное — «Я»-реальное 1,92** 2,87** 2,61** 3,28**

*** р < 0,01; ** р<0,05; * р<0,1.

Дальнейший анализ групп с учетом половой принадлежности выявил одну половозрастную группу, существенно отличающуюся от остальных. У женщин, страдающих гипертонией, показатели менялись настолько несущественно к концу занятий, что стоит обратить внимание психотерапевтов на необходимость особого подхода к пациенткам, принадлежащим к данной группе.

Анализ взаимосвязей между различными показателями подтвердил наличие следующих взаимосвязей. Такие показатели, как хорошие отношения на работе, удовлетворенность уровнем дохода и работой, играют важную роль в позитивном отношении к себе, в росте чувства уверенности в себе, в ожидании и укреплении позитивных отношений с окружающими, благоприятно отражаются на физическом здоровье индивида. Также обнаружено, что выбор работы и трудовая деятельность по специальности сказываются благоприятно на отношении к себе и психологическом и физическом самочувствии индивида.

Лица, состоящие в браке, и дети из полных семей имеют более благоприятные психологические и психосоматические показатели, чем лица, состоящие в разводе, и дети из неполных семей.

Заключение

Техники, использовавшиеся в процессе психотерапевтических сессий, доказали свою эффективность и могут с успехом применяться как инструменты психотерапевтического воздействия. Это и антистрессорная разгрузка, куда входят игровая, эмоционально насыщенная физическая разминка, и упражнения аутогенной тренировки с акцентом на осознанное ощущение своего тела, в том числе и биологически активных точек и энергетических меридианов. Немаловажным является и умение снимать болевую доминанту, а также создавать положительные доминанты успешности, доброжелательности, здоровья и многое другое, работа с чувством вины, холотропная терапия, возрастная регрессия и, наоборот, прогрессия и т.д.[2]. Следует отметить, что данные, полученные в результате анализа влияния различных факторов на эффективность психокоррекционных занятий, могут служить основой для дифференцированного подхода к участникам групповых сессий в зависимости от личностных, психосоматических и половозрастных особенностей участников.

ЛИТЕРАТУРА
1. Есаулова Ю. П. Психосоматические изменения у участников психотерапевтических сессий. Вып. квал. работа на соиск. ст. магистра психологии. СПбГУ, 2003.
2. Ташаев Ш. С. Восприятие пациента, как основная мишень психотерапевтической работы. / V Всероссийский конгресс по перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии с международным участием. Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.
3. Иванюшкин А. Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. / Вестник АМН СССР.— 1982. — Т. 45. — № 1 С.49 — 58, № 4.