Семейная арттерапия, как способ гармонизации семейных отношений

Год публикации: 2008

Автор: Марина Цыганкова

Опубликовано в:

«Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008

ISBN 978-5-93682-478-4

НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и Клинической Психологии (Санкт-Петербург)

Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из важнейших. Любая нация, любая культурная общность стремилась сохранить семью. Семья — важнейшая ячейка и высшая моральная ценность общества. В современном мире необходимо учитывать следующие обстоятельства, влияющие на благополучие семейных отношений: научно-техническая революция; урбанизация; миграция населения; динамичное изменение образа жизни; власть денег. Завышенные материальные потребности порождают примитивный взгляд на супружеские отношения. В России постоянно растет количество официальных разводов. Причинами морально-этического характера являются: отсутствие подготовки к семейной жизни; низкая культура чувств; этическая неграмотность; неумение супругов строить повседневные отношения; душевная глухота; моральное иждивенчество и т.д.

Многие из этих причин способствуют аддитивному поведению. Отсутствие теплых отношений, жесткость в воспитании, психологическое подавление в семье ведет к развитию агрессии, ненависти, мести, алчности, обиды, зависти и т. д.

Много веков опыт семьи передавался из поколения в поколение при совместном проживании большими родовыми группами. Подрастающее поколение училось у старших образу жизни, правилам общения, воспитанию детей, перенимало отношение к труду, культуре, религии и пр.

Непосредственное участие в жизни семьи, как в большой социальной группе, давало возможность человеку создавать собственную модель семьи на базе полученного опыта. В современном мире большая родовая группа утратила свою значимость, человек ощутил потребность оберегать свое личное пространство и обретатъ минимум одиночества, находясь в своей семье. В психике большинства современных людей образовался глубинный разлад между сознанием и бессознательной сферой личности. Цивилизация все дальше и дальше отодвигала человека от инстинктивной основы его существования. В итоге мы стоим перед пропастью, открывшейся между природой и разумом.

В НИИ Психотерапии и Клинической психологии проводятся исследования ресурсов человека, поиск путей для гармоничного развития личности. Практические занятия-семинары служат базой для исследования психологических связей в семье и включают семейную арттерапию по методу Н. П. Коваленко.

На первом занятии ведущий говорит о значимости осмысления «родового дерева», предков и пробуждает желание обратиться к своим корням, узнать о них как можно больше информации, рассказывает о ролях, которые мы сами вольно или невольно играем в своей семье. Спонтанное отреагирование переживаний и воспоминаний о своей семье может быть выражено в рисунке на тему «Моя семья». Это самовыражение может быть разнообразным: абстрактным, аллегорическим, реалистичным, подобным детскому воспоминанию. Краски, кисти, бумага н чувства — все, что нужно для запечатления выполнения заданий. На выполнение рисунка дается не более 40 минут. Далее идет просмотр в группе всех рисунков, и каждый участник может по желанию высказаться о своих позитивных чувствах по поводу других рисунков (правило: позитивная оценка), а также предложить дополнить или изменить что-либо в рисунке, что, по мнению наблюдателя, сделало бы рисунок еще более интересным, более светлым по своему содержанию и ощущению. Автор обсуждаемого рисунка слушает мнение участников группы, у него появляется возможность войти в резонанс с другим чувством, которое позволяет увидеть новый ракурс, новый смысл в своем рисунке, увидеть себя как бы со стороны. За этим следует стадия трансформации своего рисунка и внесение в него позитивных изменений с учетом новых мыслей и впечатлений, приобретенных после просмотра. Именно поэтому новый рисунок «Моя семья» с учетом открытого ресурса, меняет восприятие человека, меняет его чувства, влияет на изменение отношений в семье.

Пример 1:

Марина, 48 лет, двое детей, трое внуков. Очень редко встречается со своим отцом, он к ней в гости даже по приглашению не приходит, вечные отговорки. Родственные чувства как будто угасли. После занятий арттерапией появилось огромное желание увидеться со своим отцом. Марина открыла в себе теплые чувства к отцу, сделала первая шаг навстречу. Сейчас отношения с отцом поддерживаются регулярно. Марина говорит, что обрела радость в своей жизни.

Пример 2:

Наташа, 31 год. Скиталась по друзьям в течение 5-ти лет. Ушла из дому от выпивающих родителей. В семье с родителями осталась ее младшая сестра. После занятий семейной арттерапией поспешила встретиться со своей сестрой, ощутила, как сильно любит ее. Затем была встреча с родителями. Наташа увидела, что ее возвращение — это большое счастье для всей семьи и для нее самой. Периодически Наташа и сейчас посещает занятия арттерапией.

Пример 3:

Надя, 30 лет, воспитывалась с мамой, отца не помнит. До занятий арттерапией не подозревала, какие сильные чувства у нее к отцу. Решила разыскать его. Поиски затруднены, утеряны связи, удалось выйти на родственников отца. Надя верит, что найдет отца и примирит всю свою семью. В ее душе это перемирие уже произошло.

Пример 4:

Аня, 24 года. Родители живут в другом городе. Аня студентка СПбГУ, психологический факультет. Очень сильно переживала по поводу здоровья своей мамы, а также по поводу холодных взаимоотношений, как ей казалось, между мамой и отцом. После занятий арттерапией Аня изменила свое отношение к данной ситуации. Для мамы захотелось сделать приятный сюрприз, который мог бы стать воплощением маминой мечты — съездить с папой в путешествие в горы, ведь родители Ани, в прошлом, альпинисты и большие любители природы. Аня на занятиях арттерапией нарисована такую картину, которую увидела в своем воображении, и подарила маме. Аня писала в своем дневнике, что почувствовала в себе желание быть поддержкой для своих родителей, климат в семье изменился, здоровье мамы стало улучшаться.

Рисунок «Моя семья» — это зеркало, в котором можно увидеть свое собственное отражение, восприятие своей семьи в целом. Исполняя рисунок, человек вовлекается в эмоциональные переживания, он способен сам увидеть, что нравится, а что необходимо поправить в рисунке (а значит в семейных отношениях). Существенную помощь в осознании своей семьи оказывают остальные участники группы, которые высказывают свое позитивное отражение рисунка. Иногда оно совпадает с видением автора, иногда оно имеет совершенно иную трактовку . Именно во время такого резонанса и происходит осознание своего опыта.

Следующий важный этап арттерапевтичсских занятий, это задание выразить свои чувства к маме. Каждый участник группы самостоятельно сосредотачивается на своем ощущении, ассоциации, воспоминании по отношению к своей маме. Затем проецирует полученный образ на лист бумаги. Яркие краски акварели усиливают зрительное восприятие участников, и каждый эмоционально переживает свое сложное неоднозначное отношение к маме. Когда рисунки готовы, группа снова включается в процесс обсуждений своих переживаний. Ведущий дает задание — выразить свое позитивное впечатление о каждом рисунке и сформулировать, какие же чувства хотел выразить автор, представить, что хотелось бы добавить, то есть внести в рисунок автора как воображаемый подарок. Во время высказывания каждого участника группы, автор делает выводы, с кем совпали сго собственные ощущения, и какой подарок ему больше всех понравился. После всех обсуждений участники группы приступают к перерисовыванию или к дополнению своего рисунка «Моя мама». В новом рисунке о маме, с учетом приобретенных осознаваемых внутренних ресурсов, чувствуется желание подарить своей маме все самое лучшее. Для некоторый участников группы это непростая задача, в силу эмоциональных травм, перенесенных в детстве и в юношестве, а иногда и во взрослом возрасте.

Пример 5:

Лена, 25 лет, мама умерла. Во время занятий арттерапией, при работе над рисунком переживала злость и обиду в адрес своей мамы. В качестве подарка для мамы нарисовала голову с мозгами, объясняя тем, что именно этого не хватало ее маме для счастья. что мама все потеряла. Отчаяние и агрессия доминировали у Лены. Ведущий внес маленький штрих в восприятие девушки, сказав, что где бы не находилась ее мама в данный момент (речь идет о восприятии Лены, ведь мама умерла), именно сейчас она нуждается в поддержке своей дочери, потому что все, что мы имеем в нашей жизни — это воплощение нашей собственной мечты. И Лена рисует океан, красивый остров с пальмами, к берегу причаливает корабль и берет на свой борт ее маму. В своем дневнике Лена пишет, что обещала своей маме быть счастливой, искренне просит у нее прощения и сами прощает маму. Сейчас карьера актрисы у Лены развивается с большим успехом.

Одним из сложных моментов в эмоциональном опыте почти всех участников групп является образ отца. Участники группы открывают в своем воспоминаии чувства к отцу, закрыв глаза и отвечая на вопрос: «Что для меня есть мой отец?». Впечатления зарисовываются.

На третий день занятий арттерапией участники группы становятся более внимательными к своим ощущениям. Каждый формулирует более корректное отражение чужого рисунка, подчеркивая его сильные ресурсные стороны, царя, светлые доброжелательные чувства автору рисунка. Рисунок «Мой папа» даст возможность увидеть отношение к своему родителю, а также изменить чувства в тех блоках памяти об отце, где хранятся травмированные фрагменты.

На четвертый день занятий участники группы воспроизводят в рисунке самого себя. Для более эффективного самовыражения, мы выбрали четыре темы рисунка «Я»: «Я реальное», «Я идеальное», «Как меня воспринимают окружающие», «Я в будущем».

Каждый участник группы, после проделанной работы за три предыдущих дня формирует новое представление о себе в собственных рисунках. После завершения всей работы, участники группы по-новому рассказывают о своем опыте, интерпретируют свои и чужие рисунки, не применяя оценочных суждений, а проявляя щедрость чувств, в виде пожеланий друг другу. Задача ведущего — создать благоприятное пространство для самораскрытия каждого участника группы и дать возможность проанализировать результаты проведенной групповой работы и самостоятельно сделать соответствующие выводы. Завершаются занятия по арттерапии погружением в свое собственное «Я» для открытия новых ощущений по отношению к своим родителям, к себе, к миру внешнему и внутреннему, для обретения духовной чистоты, прощения. На занятия по данной методике семейной арттерапии многие слушатели приходят повторно, что свидетельствует о заинтересованности, неформальном подходе слушателей к данному процессу н его результатам.

В заключение можно отметить, что занятия семейной арттераписй по методу Н.П. Коваленко могут выступать в качестве самостоятельного метода коррекции взаимоотношений в семье или, как в нашем случае, это промежуточный этап на общих занятиях групповой психотерапии. В любом случае семейная арттерапия является действенным методом раскрытия и совершенствования личности. Данный метод описан в монографии «Ресурсная арт-терапия» Н.П. Коваленко и на наш взгляд он применим и к групповой и индивидуальной работе с клиентами, дает устойчивый терапевтический эффект.