English

Проблемы верификации материала возрастной регрессии

Год публикации: 2008

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008

ISBN 978-5-93682-478-4

НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и Клинической Психологии (Санкт-Петербург)

Перинатальная психология и медицина в качестве научной дисциплины существует уже несколько десятков лет. За эти годы в рамках данной науки проведено множество исследований в области психологии и биологии плода, семейных взаимоотношений, сопровождения беременности и принятия родов. Достигнутые результаты с успехом внедряются в практику родовспоможения, педиатрию, дошкольную и школьную педагогику. Однако перинатальная психология с большим трудом добивается признания академической науки. Одна из серьезных причин этого кроется в том, что основной постулат перинатальной психологии гласит: пренейт задолго до созревания и окончательного формирования головного мозга обладает собственной психикой. Современная академическая наука не может обойтись постулирования примата головного мозга в психике и поведении человека. Чтобы разрешить данный спор и придти к единому мнению требуется более строгое доказательство факта необходимости или необязательности участия центральной нервной системы человека в осуществлении его психической деятельности. То есть, необходима строгая верификация имеющихся у обеих сторон научных экспериментальных фактов.

На каких фактах или предпосылках основывается постулат пренатальной психологии, что пренейт обладает психикой, а не является «tabula rasa»?

Первое — благодаря развитию медицинской диагностической техники, стало возможным наблюдение пренейта в утробе матери на любом из сроков его внутриутробного развития. Наблюдаемые картины поведения пренейта в утробе дают некоторое основание предполагать наличие психики у пренейта, особенно картины, полученные при искусственном прерывании беременности или стрессовых ситуациях у мамы[1][2]. Однако это всего лишь предположение, так как целенаправленных исследований в этой области до сих пор не проводилось. Проведение таких исследований с осуществлением какого-либо стрессорного воздействия на маму или пренейта непредсказусмо по своим последствиям для здоровья н психики обоих.

Второе — опросы детей раннего возраста выявили у них наличие памяти о процессе родов н внутриутробном периоде развития[3]. Проведение сессий возрастной регрессии с целью профилактики и лечения неврозов также выявили возможность воссоздания взрослым индивндуумом памяти о внутриутробной жизни[4][5][6].

Приведем несколько примеров из своей практики возрастной регрессии взрослых индивидуумов.

Пример 1.

Вопрос к испытуемому Вл., находящемуся в состоянии возрастной регрессии: Сколько было тебе недель, когда мама поняла, что беременна?

Ответ: Восемь недель. (Мама данный срок подтвердила).

Следующий вопрос: Что чувствовала мама, когда она поняла, что беременна?

Ответ: Страх! (Мама рассказала, что первая мысль была: «Конец спортивной карьере»).

Следующий вопрос: Как мама о своей беременности сообщила своим близким? их реакция?

Ответ: Дед был расстроен, но, в конце концов, сказал: «рожайте!» Отца мама назвала по имени и сказала, что она беременна. (В целом сюжет мама подтвердила, но в деталях были существенные отличия).

Очень интересны наблюдения, касающиеся воспоминаний о физических ощущениях плода в утробе. Тот же испытуемый уверял, что на четвёртой неделе своего внутриутробного развития ему не хватало кислорода, и он ощущал «давление в голове». На вопрос с чем это может быть связано, он предположил, что мама была в воде (в ванне или в бассейне). Мама подтвердила, что в это время она часто подолгу плавала в озере, не подозревая о своей беременности.

Подобные маленькие неточности при проверке результатов регрессии встречались у очень многих испытуемых. Вот как объяснят их одна из испытуемых: «Вообще во время занятий я ощущаю очень сильное сопротивление разума, особенно когда какие-то нестыковки или что-то очень уж фантастическое. Он не хочет в это верить или пытается всё правдоподобно связать. Думаю, это он мешает мне что-то слышать. Он просто говорит, что этого не может быть. С другой стороны, ощущения очень реалистичные, и я специально ничего не выдумываю».

Приведу еще один пример:

«Я спрашивала у мамы по поводу обстоятельств моего рождения. Получается интересная вещь. То. что касается отношения родителей к моему появлению, совпало: мама действительно очень хотела меня, а папа сначала был не в восторге, впрочем, сделать аборт не предлагал. Хотя за несколько месяцев до зачатия, когда у мамы возникли подозрения, что она беременна, он сказал, чтобы она даже не думала об этом. В итоге он смирился и даже был рад: он очень хотел девочку. Но вот что касается конкретных обстоятельств, то они не совпадают с действительностью. Например, мама сказала папе о беременности лично, а не по телефону, как я видела во время возрастной регрессии. Или еще: первый день кормления, который во время сеанса возрастной регрессии «был» 7 января, на самом деле был днем выписки. В общем, такое впечатление, что я многое знаю, но не помню конкретных деталей, и сознание просто «достраивает» недостающие части так, чтобы это выглядело логично».

Последнее высказывание испытуемой очень похоже на истину. Попробуем в этом разобраться. По мнению Д. Хокинса, и С. Блейксли[7], человеческая память включает в себя пространственно-временные характеристики и этим кардинально отличается от памяти жесткого диска компьютера. Иными словами, как мы отмечали в своих предыдущих работах, полноценное раскрытие памяти полагает «проживание» вновь прошедшей картины в полном объеме. Однако проживаем мы прошлую ситуацию с новым обогащенным на данный момент времени опытом. Обратим внимание на слова испытуемой: «В общем, такое впечатление, что я многое знаю, но не помню конкретных деталей, и сознание просто „достраивает“ недостающие части так, чтобы это выглядело логично». Что означает это «достраивает»? На наш взгляд это означает, что любое вспоминание прошлой ситуации подвергается обработке нынешним нашим сознанием. То есть, к любому сюжету памяти добавляется анализ и прогноз нашего интеллекта. Анализ и прогноз являются постоянной фоновой формой работы нашего мозга в любых ситуациях (вспоминаиис прошлого, прогнозирование будущего), возможно, кроме случаев полного вовлечения нашего сознания в режим проживания настоящего.

Иными словами, трудности верификации фактов из наших воспоминаний кроются в самом принципе работы нашего головного мозга. Наряду с разработкой новых методов возрастной регрессии, способных добывать более точные сведения из прошлого опыта испытуемого (что очень важно для профилактики и лечения неврозов), следует, по-видимому, разработать и иные критерии оценки результатов исследований. Одним из таких критериев может служить оценка результативности процесса возрастной регрессии в купированни невротического состояния пациента.


Литература

  1. Малышева Т.А., Брехман Г.И. Стресс беременных и неправильное предлежание плода. XVII Международный Конгресс «Пренатальная и перинатальная психология и медицина», Том 2. — Москва, 2007. — С. 32.
  2. Малышева Т.А., Ташаев Ш.С. Эмоциональные переживания пренейта в утробе матери. XVII Международный Конгресс «Пренатальная и перинатальная психология и медицина», Том 2. — Москва, 2007. — С. 114-116.
  3. Chamberlain, D. (1998). The Mind for Your Newborn Baby. Berkley, California. North Atlantic Books, 274 pp.
  4. Ташаев Ш.С. Пути разрешения глобального кризиса современности с позиции пре- и перинатальной медицины и психологии. Вестник до ученых Хайфы Том ІХ. — Хайфа, 2006. С. 78-82.
  5. Ташаев Ш.С. Влияние импринтинга в момент родов на последующую жизнь человека. Репродуктивное здоровье общества. Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. Санкт-Петербург, 26-30 мая 2006 года.— Спб.: Издательство «ИПТП», 2006. — С. 99-106.
  6. Tashaev, Sh. S. Study of the Unconscious, Pre- and Postnatal Individual Perception by Means of the Age Regression Model. International Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine, December, 2007.
  7. Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. — М., СПб., Киев, 2007 — 242 с.