Перинатальная психология и основы современного естествознания

Год публикации: 2005

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Перинатальная психология и медицина» (Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины; Санкт-Петербург, издательство «ИПТП», 2004 — 2005 гг.)

НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»

Санкт-Петербург

Процесс научного познания, кроме всех прочих, имеет четыре наиболее привлекательных свойства. Вместе эти свойства не встречаются ни в одной из областей человеческой деятельности кроме науки.

В основе научного познания Реальности всегда лежит определенная парадигма. На базе данной парадигмы осуществляется теоретическое осмысление Законов механической, социальной, биологической и виртуальной карт Реальности. Именно карт, это не оговорка. Законы Восприятия реализуются посредством ощущений, образов и речи. В принципе любое из ощущений — это тоже образ, то есть, всего лишь абстракция, схема, вызывающая к жизни Реальность из «ниоткуда» в виде сложного процесса отражения. Между окружающей Реальностью и ее материализацией посредством нашего Восприятия лежит биологический механизм. Данный механизм приводит Восприятие в соответствие с существующей парадигмой и порождает саму парадигму. Такое возможно при условии изначального внедрения в наш организм лабильной «инструкции» по его эксплуатации. На роль такой инструкции могут претендовать как наш генетический материал, так и импринтируемые в период повышенной импринтинговой уязвимости (травмы, перинатальный период) определенные Картины мира. Например, в наших исследованиях по выявлению импринтированной модели осуществлялась возрастная регрессия в состоянии аутогипноза. Молодому человеку (27 лет) было задание в конечном пункте регрессии (момент рождения) воспроизвести все, что испытуемый мог услышать и почувствовать. Вот дословный отчет об услышанном: «Тужься, тужься... Еще чуть-чуть... (испытуемый ощутил удушье)... он совсем маленький, скорее всего не жилец (это был женский голос и испытуемый ощущал себя на чьих-то руках)». Затем мужской голос: «Все прошло очень удачно». При этом был слышен даже металлический звук ножниц и, чуть погодя, снимаемых хирургических перчаток. В жизни этого испытуемого практически все осуществлялось по данному сценарию: любое дело давалось с очень большим усилием (приходилось «тужиться») и напряжением всех сил, не принося никаких дивидендов. В конце концов, дело практически «удачно» разваливалось само собой. Однако испытуемый снова брался за осуществление новой идеи и опять все по тому же сценарию. Буквально сразу же после этой регрессии у испытуемого поменялись и жизненные обстоятельства. и социальное положение, и планируемый доход, и даже мимика лица. Сейчас он преуспевает во всем и по его собственному признанию, каждый раз при затруднениях всплывает из памяти: «Все прошло очень удачно». И действительно, трудности разрешаются как бы сами собой. А скольким из нас не так повезло, как данному испытуемому и мы «тужимся», в поте лица добывая свой хлеб, без «все прошло очень удачно». По-видимому, акушерам стоит над этим хорошо подумать.

Случай с другой испытуемой в подобной ситуации позволил нам сделать вывод о том, что помимо активного избирательного восприятия существует и неизбирательное, то есть «фотографический» и «фонографический» способы Восприятия. Несмотря на то, что врачи говорили на узбекском языке (роды проходили в Узбекистане), испытуемая смогла воспроизвести услышанное ею в момент своих родов через 45 лет, находясь в состоянии аутогипноза. Речь все также шла о том, что она очень маленькая, вряд ли выживет и вдобавок очень некрасивая, просто чистая обезьянка. В итоге, жизнь данной испытуемой была сплошным доказательством обратного. Она закончила 3 высших учебных заведения и постоянно стремится к самостоятельности во чтобы то ни стало, иногда даже вопреки здравому смыслу.

В принципе, любой услышанный младенцем разговор, во время своих родов, не может быть избирательным (активным) ввиду того. что речь в этот период еще не освоена. «Записанная» во время импринтинговой уязвимости речь, по-видимому, становится «руководством к действию» после освоения языка. Это может служить определенной подсказкой медперсоналу родильных домов и работников хирургических отделений для разработки мер по предотвращению негативного импринтирования новорожденного или взрослого пациента в момент импринтинговой уязвимости.

В качестве Картин мира могут служить и базовые перинатальные матрицы (БПМ), достаточно детально описанные С. Грофом. У данных импринтов (БПМ) есть очень привлекательные качества, делающие их реальными претендентами на роль Картин Мира. Эти качества определяют тонкие индивидуальные характеристики нашего Восприятия и обеспечивают обратную связь Восприятия с существующей парадигмой. Каждая из этих характеристик заслуживает отдельного анализа и может послужить самостоятельной темой для нового исследования.

Таким образом, мы еще раз приходим к выводу, что воспринимаемая нами Реальность является не «изначальной», а «человеческой», преображенной Человеком (его восприятием в каждый конкретный момент времени). Из данного положения вытекает очень важный оптимистичный вывод: «законченной» Реальности не существует. Перманентная Реальность оказывает влияние на человека и его Восприятие. В свою очередь Восприятие человека оказывает влияние на Реальность, развивая и пересотворяя ее. Иными словами, любая Реальность имеет возможность бесконечного множества преображений в результате взаимодействия с человеческим Восприятием, которое может настраиваться и изменять свои характеристики в соответствии с существующей парадигмой. При этом, сколько существует карт Реальностей, столько существует и планов Восприятия. Например, индивидуальное и коллективное, а также сознательное, которое всегда избирательно, и «механическое».

Второй особенностью научного познания мира является то, что любое теоретическое обобщение (Закон) всегда основано на фактическом материале. Затем фактический материал обрастает различными «спекуляциями». Возьмем в шутку даже самое парадоксальное обобщение — Земля плоская. И действительно, в то время это было «Его Величеством фактом» по причине того, что радиус Земли очень велик и в первом приближении участки суши или водной поверхности земли, в виду ограниченных возможностей нашего непосредственного восприятия (невооруженное зрение), можно принять за плоскость. А далее уже следуют спекуляции: 1) если Земля плоская, то она должна на что-то опираться и уже не важно на что (трех слонов, черепах и т.д.); 2) если Земля плоская, то она должна иметь свой край (и тоже не важно где и какой). Однако если имеется край земли, то до него можно дойти (доплыть, долететь), то есть появляется стимул для возникновения и развития навигационной «науки», механики и сопряженных с ними других начальных областей наук. Данное развитие, в виду особых созидательных (преображающих) свойств нашего восприятия, неотвратимо приводит к появлению третьего качества.

Третье качество диаметрально противоположно, то есть любое обобщение рано или поздно опровергается вместе с переосмыслением факта, его породившего. Дальнейшее развитие цивилизации приводит к возможности наблюдать другие факты, не согласующиеся с вышеприведенным обобщением. В связи с новым обобщением на повестку дня встает огромное количество новых вопросов и по прошествии определенного времени оказывается, что область постигнутого очень мала. Иными словами, наше Восприятие, доведенное до предела возможного совершенства на данный момент времени, «пересотворяет» Реальность и получает возможность дальнейшего совершенствования самое себя и Реальности своего существования, как бы заранее подготавливая для себя огромное поле деятельности.

Выше приведенное выделение и является основой четвертого свойства научного способа познания Реальности, то есть, чем грандиознее научное открытие, тем шире становится область неопознанного. Снова требуется новое совершенствование Восприятия, и, соответственно, нашего языка для нового согласования (пересотворения, преображения) Реальности.

Завершающей стадией каждого великого открытия является крылатая фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю». Именно поэтому научное познание Реальности никогда не исчерпает себя, и науные парадигмы будут постоянно сменять друг друга. Однако, несмотря на только что постулированное положение, каждая новая парадигма — это грандиозное творение Человека разумного, расширяющее его обратные связи с окружающей Реальностью на пути достижения высот Духовности, вызывающее восхищение и глубокое уважение к Человеческому Духу.

В настоящей работе представляется на обсуждение рабочая гипотеза по концепции Восприятия и Сознания как таковых и их связи с перинатальным периодом развития человека.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова говорится, что восприятие — это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Заметьте, Восприятие — это способность воспринимать?! Оставив без комментария данное определение, попробуем проанализировать некоторые известные факты из области человеческого Восприятия и на этой основе сформулировать наше представление о нем.

Фактической основой Восприятия является ощущение. Ощущение всегда появляется в результате взаимодействия внешней для «Я» Реальности с определенными структурами частей нашего «Я». Когда речь идет о такой части нашего «Я» как тело, можно констатировать, что биофизика избирательного взаимодействия изучена достаточно подробно и будет излишним останавливаться здесь на данном вопросе. Другое дело, что причины и целесообразность такой биофизики практически не ясны. И действительно: почему из бесконечного множества сигналов мы воспринимаем только очень узкий диапазон? Кто решил, что нам достаточно диапазона частот от 20Гц до 20кГц (мы его называем звуковым)? По чьему запрету мы не воспринимаем сознательно полевой формы существования Материи, кроме гравитации (и то чаще, когда неожиданно приземляемся на пятую точку или когда «яблоко падает на голову»)? Таких «почему» можно задавать бесконечное множество. Однако следует еще раз подчеркнуть, что речь здесь идет только об изби-рательном («активном») Восприятии. В случае пассивного, «механического» восприятия (пример с возрастной регрессией в состоянии аутогипноза) следует констатировать, что биофизика Восприятия в данной области практически еще не исследована. Из выше изложенного ясно только одно: при помощи центральной нервной системы (ЦНС) активное (избирательное) человеческое Восприятие загнано в квантованный относительно малый, очень узкий тоннель Реальности.

Можно ли существующее положение вещей объяснить, например, из самого распространенного на данный момент принципа биологической целесообразности, предположив, что Восприятие именно этого диапазона сигналов способствует выживанию, развитию и процветанию Человека разумного? Думаю, что данное предположение не выдерживает никакой серьезной критики. Слишком уж много губительных для человека сигналов (жесткое излучение, радиация, многие химические соединения без цвета и запаха, и многое, многое другое, абсолютно не воспринимаемое нами), способных, даже при незначительной интенсивности, извести не только род человеческий, но и вообще биологическую форму существования материи.

Олдос Хаксли в своей работе «Двери восприятия» выдвинул гипотезу о том, что ЦНС служит не для нашей всеобъемлющей связи с окружающей Реальностью, а, наоборот, для резкого ограничения возможности нашего восприятия Реальности, но и он не ответил на вопрос о целесообразности такой нервной системы. На наш взгляд, ограничение разрешающей способности нашего восприятия облегчает картографирование (систематизацию, «инвентаризацию») Реальности как таковой, причем эта Реальность все-таки уже преображенная (человеческая), соответствующая существующей парадигме, а не изначальная. Вспомним, что включение в область научного познания любого нового направления исследований всегда начинается с его «картографирования», т.е. систематизации. Можно предположить, что в данной квантово-корпускулярно-волновой реальности Восприятие является процессом создания и систематизации создаваемой человеческой Реальности.

Таким образом, ЦНС, ограничивая возможности нашего восприятия Реальности, не защищает биологическую форму существования Материи, а создает условия для накопления в этой форме творящего реальность Знания.

Становясь на точку зрения теологического понимания Вселенной, можно допустить, что ограничение нашего Восприятия происходит все-таки во благо человека, как, например, взрослые прячут спички от детей во благо самих детей, чтобы те не погубили себя вместе со своим окружением. Однако, научное познание Реальности такое объяснение не может удовлетворить.

Из учета преображающих свойств нашего Восприятия напрашивается вывод, что ЦНС защищает окружающую Реальность от нас, а не наоборот. Стоит «воспринять» какое-либо «новое» для человека на данный момент времени явление, как сразу данное явление «входит в сферу человеческих интересов» и образу окружающей Реальности наносится огромный и очень часто непоправимый ущерб. Почему возникает такое противоречие между увеличением возможностей нашего Восприятия и разрушением «образа» первозданной Реальности? Самый простой и очевидный ответ заключается в том, что вовлечение в сферу человеческих интересов вновь воспринятого происходит не за счет качественного и количественного расширения естественных биологических обратных связей (имеется в виду новых сенсомоторных анализаторов), а за счет механического посредника (предметная деятельность) в качестве обратной связи. Иными словами, мы остановились в той части своей биологической эволюции, которая касается развития Восприятия в окружающей нас квантово-корпускулярно-волновой Реальности (ККВР). Мы почти перестали непосредственно за счет дополнительного развития своих органов чувств воспринимать новые для нас «первичные» сигналы окружающей Реальности, а все в большей степени воспринимаем ее за счет какого-либо продукта предметной деятельности. Продукт предметной деятельности все чаще становится посредником между человеческим Восприятием и окружающей нас Реальностью. Например, электронный микроскоп и ультраструктура живой ткани, ускорители заряженных частиц и субатомная структура и т.д.

Таким образом, на данный момент времени развитие человеческого Восприятия происходит не за счет появления каких-то новых гипотетических органов чувств, а за счет изобретения человеком приборов биологической обратной связи (БОС), восполняющих отсутствие таковых в биологическом теле. В первую очередь страдает от этого наша Духовность, так как она определяется качеством и количеством естественных биологических обратных связей, а не суррогатных, искусственных. Возможен и другой вариант: в целом нет никаких ограничений для нашего Восприятия. Однако следует тогда допустить, что наше восприятие имеет несколько квантованных режимов функционирования, которые пока еще не достаточно хорошо исследованы.

В привычном для нас режиме работы ЦНС пользуется доминантным принципом (настройка на определенную «приемопередаточную волну», то есть, наше «сознательное» восприятие избирательно и всегда выделяет очень узкий квантованный тоннель Реальности). При этом доминанта характеризуется еще тем, что любой дополнительный приток информации, даже не относящийся к избранному объекту восприятия, всегда лишь усиливает восприятие избранного объекта, что и является, по-видимому, одной из существенных причин резкого ограничения возможностей нашего «сознательного» восприятия. В данном аспекте хотелось бы отметить, что мы пока знакомы с ограничением нашего Восприятия, прежде всего, в ККВР.

Существуют ли другие карты Реальности и если существуют, то какую роль играет здесь ЦНС? Самое первое, что приходит на ум в связи с данным вопросом, это область так называемых «внетелесных ощущений». Наиболее подробно о таковых можно прочитать в трилогии Р. Монро и в исследованиях психологов-реаниматологов (так называемые околосмертные состояния). По данным литературы получается, что ощущения и образы могут существовать и вне физического тела. На первый взгляд кажется, что центральная и вегетативная нервные системы (ВНС) не являются обязательными посредниками между нашим Я-телом и окружающей Реальностью внетелесных ощущений (ВТО).

Что касается феномена ВТО по типу Р. Монро, то у него неоднократно отмечается, что возвращается он к ощущениям тела, когда в теле возникает определенный дискомфорт, а ощущения в теле — это, все-таки, прерогатива ЦНС. В наших собственных исследованиях, когда испытуемых обучали полу-чать ВТО в «виртуальных» конечностях и других частях своего тела, оказывалось, что ощущения могли по желанию возникать, как в виртуальных, так и в материальных частях тела одномоментно и порознь друг от друга. Также испытуемые отмечали, что они могли добиваться ощущений в физическом теле при прикосновении к нему виртуальными руками. Далее было отмечено, что при подъеме виртуальной руки в вертикальное положение, в реальной руке достоверно снижалась температура поверхности кожи за счет реакции микроциркуляторного русла, как будто подъем руки происходил на самом деле.

Таким образом, при ВТО по типу Р. Монро есть некоторые основания полагать, что ЦНС и ВНС участвуют в организации данного режима Восприятия. Тем более при таких ВТО, которые получены в наших исследованиях по ауто-вхождению в гипноз, переключение на ощущения «вне тела» происходило при помощи ЦНС за счет словесных указаний.

Рассмотрим феномен ВТО, возникающий при клинической смерти, когда очень часто на ЭЭГ картине регистрируется прямая линия и участие ЦНС в феномене ВТО можно поставить под сомнение. Не так давно нидерландские исследователи Pim van Lommel, Ruud van Wees, Vincent Meyers, Ingrid Elfferich («Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands», Lancet, 2001; 358: 2039-45) опубликовали работу, где обработали и обобщили фактический материал из реанимационной практики за двадцатилетний период времени. Вот наиболее интересная цитата, непосредственно касающаяся феномена ВТО:

«...В течение ночной смены машина скорой помощи доставляет 44-летнего цианотичного пациента в коматозном состоянии в отделение кардиореанимации. Он был найден прохожими примерно часом раньше на лугу. После поступления в отделение он получает искусственную вентиляцию легких, массаж и дефибрилляцию сердца. При попытке интубации пациента оказывается, что у него во рту зубные протезы. Я удаляю верхний зубной протез и помещаю его на столик рядом. Тем временем мы продолжаем интенсивную реанимацию. Примерно через полтора часа у пациента появляется устойчивый сердечный ритм и достаточное АД, но он все еще пребывает в коматозном состоянии и находится на ИВЛ... Больше чем через неделю я снова встретил этого пациента, вернувшегося уже в палату для сердечных больных. ...В тот момент, когда он увидел меня, он сразу воскликнул: „О, этот медбрат знает, где мои зубные протезы. ...Вы вынули мои зубные протезы у меня изо рта и положили их на столик, на нем стояли разные бутылки, и там внизу у столика был выдвижной ящик...“ Это происходило в то время, когда пациент находился в глубокой коме. ...Оказалось, что этот человек видел себя сверху лежащим на кушетке, когда медсестры и доктора работали над возвращением его к жизни.... Он очень боялся, что мы прекратим реанимационные процедуры, и он умрет. И действительно, мы считали, что у пациента очень мало шансов выжить.... По его словам, он отчаянно и безрезультатно пробовал убедить нас, что был все еще жив и что мы должны продолжить организационные процедуры. Его опыт произвел на него глубокое впечатление и он говорит, что больше не боится смерти. Через 4 недели он выздоровел и был выписан из больницы».

Как мы видим, в данном случае никаких намеков на связь внетелесных ощущений с ЦНС практически не существует. Однако, в данной работе и в работах других авторов отмечается, что околосмертный опыт переживается не всеми реанимированными пациентами, испытавшими клиническую смерть. Большая вероятность внетелесного опыта наблюдается у лиц среднего и молодого возрастов, когда существует большая вероятность того, что функции ЦНС и ВНС находятся еще в оптимальном режиме работы. Соответственно можно, все-таки, и в этом случае предположить участие ЦНС и ВНС во внетелесном опыте. Во всяком случае, переключение в режим околосмертных ВТО происходит не без участия ЦНС и ВНС. Другой отличительной характеристикой ВТО-Реальности является то, что для визуализации и аудизации ККВР не требуется включения в работу наших естественных зрительных и слуховых анализаторов или наши анализаторы обладают еще неизвестными нам свойствами. Если сопоставить со сказанным то, что частичная сенсорная депривация также может приводить к феномену ВТО, можно предположить, что иерархия нашего Восприятия организована по типу иерархии ритмоводителей сердца. При работе ритмоводителя определенной частоты остальные ритмоводители находятся как бы в резерве и запускаются только при поломке предыдущего ритмоводителя с более высокой частотой. Однако в случае Восприятия остается пока неясным вопрос, какой из режимов Восприятия имеет большую разрешающую способность. Практическое значение данного вопроса трудно переоценить и, соответственно, он требует тщательного исследования.

Таким образом, обобщая все сказанное о Восприятии, можно отметить следующее:

  • Восприятие является сложным многоуровневым процессом взаи-модействия нашего «Я» с окружающей Реальностью. Результатом такого взаимодействия является феномен сотворения-систематизации карты человеческой Реальности, ее отражения и преображения;
  • Оно имеет активный (избирательный) и пассивный (фотофонографический) режимы отражения;
  • Активное избирательное Восприятие преобразует (пересотворяет) окружающую Реальность, однако направление пересотворения может задаваться пассивным импринтированным Восприятием, то есть пассивное (фотофонографическое) Восприятие и есть та «инструкция по эксплуатации», о которой мы говорили выше;
  • При определенных квантованных изменениях физиологического состояния ЦНС и ВНС происходит переключение Восприятия на отражение и пересотворение различных квантованных тоннелей Окружающей нас Реальности. Это прежде всего ККВР, Грофово-Юнгианская (Трансперсональная, надличностная) Реальность так называемого коллективного бессознательного, ВТО-Реальность, гипнотическая Реальность и возможно некоторые другие, пока нам не известные;
  • Программирование (настройка) нашего Восприятия происходит в перинатальный период и в моменты импринтинговой уязвимости;
  • По данным наших исследований освоения испытуемыми различных квантованных тоннелей Реальностей и некоторым литературным источникам можно сделать вывод о том, что человеческое Восприятие обучаемо.

Переходя к рассмотрению феномена Сознания, следует напомнить, что мы уже в прошлогоднем выступлении на этой конференции обосновывали положение о том, что Сознание — это форма существования Материи как таковой. На данном форуме мы продолжим развитие данного положения.

Материя как таковая имеет несколько форм существования. Это, прежде всего, хорошо известная нам по ежедневному опыту корпускулярная форма существования (атомы и субатомные частицы). По опыту нам также хорошо известна полевая форма существования (сильное взаимодействие, слабое взаимодействие, гравитационное, магнитное и электрическое поля). Можно, по-видимому, допустить также, что волна как таковая — не столько свойство материи, сколько отдельная форма ее существования. К этим известным формам существования Материи мы добавляем еще одну — Сознание. У каждой из перечисленных форм имеются свои, только им одним присущие свой-ства, из которых образуются общие свойства Материи.

Корпускулярная форма является на наш взгляд той формой, благодаря которой образуется пространственно-временной континуум ККВР. Именно корпускулярной форме существования материя обязана основному своему определению: «Суть способа существования Материи — движение».

Основной функцией любой из перечисленных полевых форм существования Материи является объединение нескольких форм в единое «неделимое» образование. Сильное и слабое взаимодействия «создают» атом и субатомные частицы, магнитное и электрическое поле связывают в единое целое соответственно все ферромагнетики и заряженные частицы, а гравитационное поле объединяет в единое целое всю «квантово-корпускулярную» Вселенную. Волновая форма является энергоинформационной связующей всех остальных форм, а Сознание является причинно-следственным звеном, связующим абсолютно все формы существования Материи как таковой. Некоторые исследователи и философы (Тейяр де Шарден, С. Гроф, А.Ю. Агафонов и другие) очень близко подходили в своих прозрениях к вышеописанному пониманию Сознания как такого. Тейяр де Шарден, например, выдвигал интересную концепцию о вездесущности начал сознания, вплоть до наличия его даже в объектах неорганической природы, отождествляя, по-видимому, до некоторой степени Сознание и Восприятие с процессами отражения. Нечто похожее можно вычитать и в самоотчетах добровольцев, участвовавших в научных исследованиях действия психоделиков на организм человека. После приема психоделиков один из испытуемых С. Грофа ощущал себя камнем и наблюдал, как очень медленно разворачивались (текли) его «каменные» мысли. Андрей Юрьевич Агафонов в своей книге «Основы смысловой теории сознания» за наименьшую неделимую единицу сознания принимает смысл.

Таким образом, можно заключить, что как сознание, так и восприятие не являются напрямую свойствами или продуктом деятельности только центральной нервной системы. Однако, у центральной нервной системы имеются хорошие возможности оперировать (вступать во взаимодействие) сознанием и восприятием, как, по выражению С. Грофа, телевизор можно настроить на прием передач из телецентра. Правда С. Гроф ни словом не обмолвливается о том, кто и каким образом настраивает ЦНС (телевизор) на прием передач из телецентра. Думаю, что на этот вопрос простого ответа и не существует.

Остается неясным вопрос, чем все-таки Сознание в качестве формы существования Материи в человеческом теле отличается от таковой в теле собаки или человекообразной обезьяны. Станислав Гроф считает, что человеку от природы свойственно стремление к целостности. Даже одна из его монографий называется «Путешествие в поисках себя», а другая — «Неистовый поиск себя». Хотя «стремление к целостности» частично схоже с представлениями психологов о самосознании, но отнюдь не является идентичным ему и возможно стоит ближе к понятию Духовности, нежели к какому-либо другому. Вспомним, что Духовность в нашем понимании — это величина, зависимая от обширности связей с окружающей Реальностью, то есть, чем больше количество биологических обратных связей с окружающей Реальностью, тем человек Духовнее. Истинная наблюдательность ученого позволила Станиславу Грофу заметить, что «путешествие» в трансперсональную Реальность делало его испытуемых более одухотворенными. Полностью поддерживая данный вывод, мы, все-таки, истолковываем его несколько по-иному. Суть не столько в приобретении какой-то абстрактной целостности, а в непосредственном установлении биологической обратной связи Восприятия с новым огромным пластом Грофово-Юнгианской Реальности, то есть в увеличении количества БОС за счет переключения режима работы Восприятия с ККВР на Грофово-Юнгианскую Реальность. Заметим, что переключение режима работы Восприятия на ВТО-Реальность также делает человека более одухотворенным, так как и там происходит увеличение количества БОС. Что касается вопроса о том, что самосознание (выделение себя в качестве самостоятельной единицы из окружающей Реальности) является чисто человеческим приобретением, то это легко оспаривается. Без выделения себя из окружающей Реальности в качестве самостоятельной единицы развитая иерархия отношений внутри конкретного сообщества некоторых млекопитающих и птиц со стадной, стайной или семейной организацией практически невозможна.

Изучение связи нашей психики с ЦНС вплоть до совсем недавнего времени было сопряжено с трудностью преодоления механикоматериалистического взгляда на феномен Сознания. Научное исследование любого нового предмета (явления) начинается с его классификации, то есть картографирования данного явления. Картографирование психики стало возможным начиная с первых десятилетий двадцатого века. Из множества попыток создания целостного подхода к исследованию человеческой психики на основе картографирования можно выделить несколько сформировавшихся направлений:

  • Аналитическая психология, предполагающая единство Я-психики со структурами нашего тела, и представляющая головной мозг как вместилище Эго, Сознания и Подсознания и даже коллективного бессознательного (Фрейд, Юнг, Ранк, Райх, Фром, Адлер и другие).
  • Телесно ориентированная психология, расширяющая территорию карты психики человека до кожных покровов и проприорецепторов — танатотерапия, аутогенная тренировка, имеющие дело с «Я» и высшим «Я» человека — (Шульц, Ханес Линдеман, Свядощ, Ромен и другие);
  • Трансперсональная психология, придерживающаяся холистического подхода, суть которого заключается в представлении об изначальной раздробленности нашей психики (Эго). Объединение (слияние) изначально отделенных друг от друга частей нашего Эго является задачей холотропной терапии (Гроф, Маслоу, Майков и другие).
  • Психология опыта внетелесных переживаний, наиболее последовательными представителями которой являются Р. Монро и психологи-реаниматологи. В основе психологии внетелесных переживаний лежит представление о том, что «Я» может существовать и воспринимать окружающую Реальность отдельно от физического тела человека, причем даже после клинической смерти. «Я» вне тела также может активно взаимодействовать с окружающей Реальностью и сохранять при этом адекватные мыслительные, эмоциональные и даже кинестетические реакции.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно выделить несколько актуальных, практически значимых и недостаточно исследованных аспектов вопроса о Сознании и Восприятии. Более того, можно сказать, что в данный момент исследование этих вопросов настолько актуально, что от успешности развития знания в данной области может зависеть дальнейшая эволюция и выживание человечества в целом.

Наш институт в настоящий момент разрабатывает стратегии исследования и инструменты для изучения некоторых актуальных вопросов функционирования Восприятия и Сознания. В качестве основной стратегии исследования мы на основе анализа научной литературы и материала собственных исследований предлагаем временно постулировать некоторые перечисленные ниже положения. Они служат в нашей практической работе ориентиром для проведения психотерапевтических мероприятий. После набора достаточного количества материала часть из постулатов в последствии можно будет или доказать или опровергнуть:

  1. Сознание — это форма существования материи и, соответственно, не является ни функцией, ни продуктом деятельности чего бы-то ни было, в том числе и нашей ЦНС. Основным свойством данной формы существования материи является установление смысловых причинно-следственных отношений всех форм существования материи как таковой. Сознание творит Картины мира в перинатальный период и в другие периоды повышенной импринтинговой уязвимости за счет трансформации химических и электрических стимулов в императивные эмоционально насыщенные инструкции по осуществлению «навигации в океане жизни». Именно по причине огромной эмоциональной насыщенности данных императивов (бессознательное) рациональная императивная психотерапия в данном случае практически бессильна;
  2. Любой живой организм, в том числе и человеческий, можно условно приравнять к сложно устроенному механизму с самонастраивающимся программным управлением, плавающим значением КПД и подчиняющемуся большинству законов физики;
  3. Картины мира в виде базовых перинатальных матриц и последующих, в основном социальных, импринтов впечатаны в организм человека и служат первичной моделью разрешения тех или иных биологически и социально значимых жизненно важных ситуаций, то есть основой возникновения человеческой психики (Осознания);
  4. Осознание, являясь чисто человеческим эволюционным приобретением, отличается от Сознания и постулируемого некоторыми психологами Самосознания в качестве чисто человеческого качества тем, что Оно является Знанием о причастности к Знанию на основе сличения данных гипотетического информационного поля Вселенной с импринтированными в человека базовыми перинатальными матрицами (Картинами мира) и последующими социальными импринтами. Самосознание, являясь характеристикой выделения себя из окружающей Реальности в качестве самостоятельной единицы, присуще птицам и млекопитающим со стадной, стайной или семейной организацией с развитой иерархией отношений внутри конкретного сообщества.
  5. Самосознание и Осознание, являясь производными от взаимодействия сознания (одна из форм существования материи) и импринтированных в человека Картин мира (самонастраивающееся программное управление человеческого организма — «машины»), после своего формирования, могут существовать и функционировать, как в физическом теле человека, так и вне него.
  6. ЦНС призвана управлять той или иной схемой поведения человека как в пределах импринтированных моделей поведения (Картин мира), так и переключаться в расширенный режим восприятия, который имеет доступ к информационному полю Вселенной и через него к Осознанию самих базовых импринтов (Картин мира);
  7. Коллективное бессознательное является достоянием каждой отдельно взятой личности, но не находится в какой-либо части нашего мозга или тела, а является частью информационного поля Вселенной. Человек обладает встроенным механизмом («сетевой картой»), позволяющим считывать информацию с любого участка информационного поля и передавать информацию о себе на общий информационный «сайт»;
  8. Переключение Восприятия с одного узкого импринтного тоннеля Реальности на другие режимы функционирования происходит вследствие:
    1. Прекращения электрической активности головного мозга (прямая линия во всех отведениях ЭЭГ во время клинической смерти);
    2. Тотального изменения в работе периферического рецептурного аппарата центральной и, возможно, вегетативной нервной системы (сен-сорная депривация, мышечная релаксация, ритмическое дыхание и пр.);
    3. «Путешествия» в гипнотическую и медитативную Реальности.

Таким образом, развернув вкратце все исходные предпосылки нашей рабочей гипотезы, заключающейся в том, что Сознание — есть форма существования материи, обладающая свойством объединения в смысловом, причинно-следственном отношении всех остальных форм существования материи как таковой. Результатом взаимодействия Самосознания с Картинами мира, имплантированными в человеческий мозг, является возникновение нового качества человеческой психики, отличающей его от всех других биологических объектов — Осознания. Осознание после своего формирования, может существовать и функционировать как в человеке, так и вне него. Человеческое Осознание способно к сотворению и пересотворению любых схем и карт Реальностей, в том числе и Картин мира, импринтированных в виде базовых перинатальных матриц. С момента своего возникновения Осознание является причиной эволюции и ее движущей силой.

Возвращаясь теперь к сформулированным нами постулатам, попробуем показать, как мы их используем в своей практике психотерапии и что происходит на выходе.

Итак, первый постулат, на котором строится наша стратегия, гласит: Сознание — это форма существования материи и, соответственно, не является ни функцией, ни продуктом деятельности чего бы-то ни было, в том числе, и нашего головного мозга. Именно поэтому мы не используем в своей практике психотерапии прямых императивных методов убеждения и уговоров и даже не пробуем достучаться до наших пациентов через их самосознание, а используем на первых порах техники игровой активации положительных эмоций и умения работать в коллективе. То есть облегчаем возможность взаимодействия самосознания с теми базовыми перинатальными матрицами, где преобладают положительные эмоции (первой и четвертой по С. Грофу) и «правильными» социальными импринтами. Тем самым, мы исподволь способствуем развитию и становлению у наших пациентов субстанции Осознания. Далее мы еще более углубляем это взаимодействие посредством образования дополнительных биологических обратных связей, используя в качестве инструмента БОС представление в виде хорошо отработанных нами и многократно выверенных идентификационных формул цели. Касаясь идентификационных формул цели, следует заметить, что практически невозможно переоценить их значение для восстановления психики и здоровья человека. Наши формулы цели будут отдельно перечислены, разъяснены и обоснованы в дополнительной работе, помещенной в данном сборнике материалов.

С обоснованием второго постулата, который гласит, что любой живой организм, в том числе и человеческий, можно условно приравнять к сложно устроенному механизму с самонастраивающимся программным управлением, плавающим значением КПД и подчиняющемуся большинству законов механики значительно проще. Основными методиками в данном случае являются эмоционально насыщенная физическая разминка, направленная на нормализацию процессов синтеза «гормонов радости», налаживания микроциркуляции в тканях, окружающих позвоночный столб (восстановление гибкости позвоночного столба), в суставах (восстановление нормального объема движений) и в дистальных отделах конечностей (купирование ВСД). Используются также элементы аутотренинга в качестве инструмента, способного разрывать патофизиологические замкнутые кольца негативных физических и психологических установок пациента.

С третьего по шестой постулаты разбиты чисто формально для облегчения понимания смысла заключенного в понятие Осознание и роли ЦНС в управлении поведением человека в пределах его социальной и биологической сущности и Человека-Творца окружающей Реальности. Здесь мы используем технику глубокой тотальной мышечной релаксации, холотропной терапии и деидентификационных формул цели. В результате освоения данных мероприятий нашими пациентами происходят глубокие коренные изменения в их чувстве самосознания, осознания своей роли в семье и социуме, отношении к своему здоровью. Конфликты жизненных ситуаций практически сходят на нет. И, наконец, седьмой и восьмой постулаты имеют лишь косвенное отношение к психотерапии и предполагают освоение творческих инструментов здоровыми высоко духовными людьми, освоившими предварительные этапы оздоравливающих тренингов, научившимися ценить жизнь, радоваться ей и созидать ее.

Наиболее часто к нам обращаются за помощью люди, страдающие химической зависимостью (наркомания и алкоголизм). Приходит большое количество людей с гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, нарушениями мозгового кровообращения, с различными дисфункциями гормональной системы в целом и щитовидной железы в частности, с женским бесплодием и мужской импотенцией, с нарушениями работы опорнодвигательного аппарата. Приходят также и без четкого диагноза — с такими пароксизмальными явлениями, как повышенная метеочувствительность, бессонница, головные боли, ощущение постоянной слабости, своей неуместности в семье и на работе и со многими другими нозологиями психосоматического генеза.

В данный момент мы хорошо научились справляться с так называемой скрытой (мягкой формой с высоким диастолическим давлением) гипертонической болезнью, с дисфункциями щитовидной железы, бесплодием, нарушениями опорно-двигательного аппарата, купированием пароксизмальных проявлений. Хорошо отлажено умение восстанавливать социальную адаптацию слушателей наших семинаров, гасить семейные конфликты, восстанавливая взаимопонимание и уважение во внутрисемейных отношениях и еще многое другое.

На основе анализа и обработки результативности групповых семинарских занятий на базе нашего института всего за три года его существования написаны и защищены магистерская диссертация по социальной психологии и диплом специалиста по клинической психологии. Запланировано диссертационное исследование по теме «Психотерапия гипертонической болезни».

Вполне естественно, что сил нашего недавно созданного института еще маловато как в финансовом отношении, так и в аппаратурном, и методологическом. Однако, несмотря ни на что, мы неуклонно набираем опыт, развиваемся и открыты для сотрудничества. А самое главное — у нас очень хорошие практические результаты. То есть, несмотря на то, что наша рабочая гипотеза еще очень далека от совершенства, она все-таки работает.

Учитывая огромную значимость затронутых в данном докладе вопросов, мы благодарим вас за предоставленную возможность изложения настоящего материала и приглашаем заинтересованных лиц к научному и деловому сотрудничеству.

Контактные телефон/факс: (812) 700-31-03

Сайт: www.iptp.ru; e-mail: stashaev@ya.ru