English

Перинатальная память и импринтинг

Год публикации: 2011

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

International Journal of ISPPM, 2011 год

Реферат

В работе на 60 добровольцах (мужчины и женщины) в возрасте от 18 до 60 лет исследовалось влияние сюжетов перинатального и раннего постнатального периода развития человека на образование у него негативных и положительных импринтов. Основной, разработанный нами, метод исследования заключался в направленной активации образного мышления испытуемого в бодрствующем состоянии. События прошлого вновь разворачивались в настоящем переживании. Испытуемый в любое время мог дать им критическую оценку с высоты имеющегося у него в настоящий момент жизненного опыта. Процесс фиксировался с согласия испытуемого на видео- или аудиозапись и у каждого испытуемого спрашивалось согласие на анонимное использование данного материала в научных публикациях и отчетах. Полученный материал по проживанию событий прошлого в настоящем моменте при сохраненном осознании реальной окружающей обстановки места исследования по возможности верифицировался методом опроса родителей, других родственников и просто знакомых, которые могли быть свидетелями или участниками прошлых событий. Кроме того, испытуемые, вновь прожив события прошлого, сами проводили некоторые параллели, связывая прошлые события с последующими или с влиянием их на те или иные черты собственного характера. На основании полученного материала сделаны следующие выводы:


  1. Восприятие человека способно заново переживать прошедшие события до мельчайших подробностей, не вспоминать, а именно заново переживать со всем комплексом реакций вегетативной и центральной нервной системы.

  2. Сильные эмоции родителей (мамы) могут передаваться пренейту уже после его зачатия.

  3. Пренейт способен воспринимать, фиксировать и сохранять во времени события перинатального периода задолго до формирования и созревания центральной нервной системы.

  4. Пренейт с самого начала своего развития обладает индивидуальной психикой.

  5. Негативные импринты, косвенно влияющие на судьбу и характер человека, могут закладываться еще в раннем перинатальном периоде.

  6. Семейные отношения родителей могут запрограммировать у ребенка способность любить и быть любимым и, наоборот, полное отсутствие таковой.

  7. Человек может произвольно воспринимать сразу несколько реальностей одновременно и адекватно реагировать на каждое в отдельности.

  8. Во время родов у ребенка образуется импринт появления на свет. Он может быть как положительным, так и негативным.

  9. Фатальность влияния негативных моментов в прошлом на будущую судьбу человека отсутствует и любое предрасположение — в том числе и так называемую генетическую предрасположенность — можно исправить.

  10. В случае превалирования положительной ситуации в постнатальном периоде взросления ребенка, перинатальные негативные импринты и негативный импринт появления на свет не так явно влияют на судьбу индивидуума.

  11. Проявление родительской любви и заботы, а также заботы всех близких, включая дедушек, бабушек и старших сестер и братьев очень положительно влияет на жизнь и судьбу ребенка.

  12. Переживание прошлых событий заново в бодрствующем состоянии и критическое отношение к ним с высоты наличного опыта в настоящем, имеет несомненное преимущество перед другими способами возрастной регрессии в снятии негативных импринтов.

  13. Творческая переработка негативных сюжетов прошлого с активным включением пациента в этот процесс способна снимать ранее образовавшиеся импринты.

Перинатальная память и импринтинг

НИИ психотерапии и клинической психологии

Ш. С. Ташаев д.п.н., проф.

Санкт-Петербург

Наличие восприятия и памяти у пренейта на самых ранних стадиях его развития уже можно считать вполне доказанным, хотя механизм восприятия пренейта пока абсолютно не известен. Можно только предположить частичное участие в этом механизме клеточной памяти, которая каким-то образом синтезируется и анализируется уже после достаточного развития центральной нервной системы. Извлечение из памяти прошлых событий происходит иногда спонтанно и человек заново переживает их. Пенфилд получал данный эффект при помощи стимуляции электрическим током определенных участков головного мозга во время нейрохирургических операций[1]. В лекции, прочитанной в 1957 году, Пенфилд заявил, что «это свойство не есть память, как мы обычно употребляем это слово, хотя оно может иметь некоторое отношение к ней. Ни один человек не может с помощью волевого усилия вспомнить такое изобилие деталей. Человек может выучить песню и идеально спеть ее, но он, вероятно, не может вспомнить в подробностях хотя бы один случай из многих, когда он слышал ее. Большинство вещей, которые человек может вспомнить, является обобщениями и подытоживаниями». Больные говорят, что переживание, вызванное раздражением электрическим током, «значительно более реально, чем воспоминание», и заставляет еще раз пережить прошлое. Эти «вспышки прошлого» («flashbacks») обычно освещают крайне незначительные происшествия, которые больной сам никогда произвольно не вспомнил бы. Электрод позволяет воспроизвести все те вещи, на которые больному приходилось обращать внимание в соответствующий интервал времени. Но, несмотря на это раздвоение сознания, больной полностью сохраняет осознание данной основной ситуации. При определенных условиях (гипноз, трансовые состояния, или разработанный нами способ направленной активации воображения в бодрствующем состоянии) можно, в отличие от исследований Пенфилда, получить не спонтанные переживания, а целенаправленно попасть в те или иные прошедшие события собственной жизни, вплоть до событий перинатального периода и заново пережить их. Переживания пренейта и уже родившегося ребенка на ранних стадиях развития интересны тем, что они оказывают огромное влияние на физическое и психическое здоровье, на духовное развитие и на будущую судьбу в целом. Описание примеров, иллюстрирующих сказанное, имеется в большом количестве работ на сайте нашего института iptp.ru в разделе публикации[2][3][4] и другой научной литературе перинатальной тематики[5][6].

Таким образом, по литературе и нашим собственным данным восприятие человека способно заново переживать прошедшие события до мельчайших подробностей, не вспоминать, а именно заново переживать — со всем комплексом реакций вегетативной и центральной нервной системы.

Целью настоящей работы было изучение влияния родительских взаимоотношений на человека, во время его перинатального и раннего постнатального периодов развития, методом возрастной регрессии.

Материал и методы:

В исследовании приняло участие 60 испытуемых (мужчины и женщины) в возрасте от 18 до 60 лет. Основной, разработанный нами, метод исследования заключался в направленной активации образного мышления испытуемого в бодрствующем состоянии. События прошлого вновь разворачивались в настоящем переживании. Испытуемый в любое время мог дать им критическую оценку с высоты имеющегося у него в настоящий момент жизненного опыта. Процесс фиксировался с согласия испытуемого на видео- или аудиозапись и у каждого испытуемого спрашивалось согласие на анонимное использование данного материала в научных публикациях и отчетах. Полученный материал по проживанию событий прошлого в настоящем моменте при сохраненном осознании реальной окружающей обстановки места исследования по возможности верифицировался методом опроса родителей, других родственников и просто знакомых, которые могли быть свидетелями или участниками прошлых событий. Кроме того, испытуемые, вновь прожив события прошлого, сами проводили некоторые параллели, связывая прошлые события с последующими или с влиянием их на те или иные черты собственного характера.

Результаты исследования и их обсуждение:

Исследование обстановки, сопутствующей зачатию пренейта показало следующее:

Каждый испытуемый свободно попадал в момент своего зачатия и мог достаточно подробно описать сопутствующую обстановку. Например, «в комнате пахнет мамиными духами, ощущение любви и доброты.... Теперь я понимаю, откуда у меня эта неистребимая вера в истинную любовь...»; «... маленькая комната в общежитии... на столе бутылка вина... родители на маленьком диване...»; «... все происходит на природе, на берегу реки, очень красивый закат... Отец очень влюблен в маму, а маме льстит, что такой видный жених у нее... мне очень нравится влюбляться и я всегда свободно без стеснения отдаюсь, только жаль, что об этом нельзя рассказывать...».

Верификация этого материала методом опроса родителей в большинстве случаев совпала с видениями возрастной регрессии испытуемого.

Таким образом, сильные эмоции родителей могут передаваться пренейту уже после его зачатия.

Исследовалась первая реакция мамы на ощущение своей беременности и влияние этой реакции на пренейта. Встречались реакции отчаяния и неприятия (мысли об аборте);

«ну что теперь поделаешь (буду растить)»;

«наконец-то случилось!»;

радости и счастья («как здорово!»).

В тех случаях, когда можно было расспросить маму о ее реакции и реакции папы и других родственников на ее беременность, совпадение полученных фактов было очень высоким.

Таким образом, задолго до формирования и созревания центральной нервной системы, пренейт способен воспринимать, фиксировать и сохранять во времени события перинатального периода своего развития.

Во время первой реакции (мысли об аборте) пренейт испытывал страх и физические муки. Его сжимало и как бы выталкивало наружу. Второй тип реакции пренейт воспринимал спокойно с уверенностью, что мама его сохранит. Третий и четвертый тип реакции мамы вызывал у пренейта приятные ощущения. Прослеживалась иногда связь между первой реакцией мамы на известие о беременности и процесс родов. В первом случае часто бывали затяжные роды сопровождавшиеся гипоксией плода (ощущения пренейта типа «не хочу рождаться, я не сюда попал»). В этом случае, при неблагоприятном раннем постнатальном периоде воспитания ребенка у него иногда могло возникнуть психическое заболевание. Приведу письмо моего клиента, который вдруг осознал, что означает для ребенка неприятие его в самом начале и мысли об аборте: «...Я пошел укладывать спать своего младшего сына — Мишутку. Он кричал и сопротивлялся, упорно пытаясь убежать. Я подумал, что так действуют лекарства, которые он принимает по указанию врача, и, сохраняя спокойствие, старался оставить его в кровати (Диагноз аутизм — Ш.Т.) Осознав, что ему никуда не деться, Мишутка свернулся калачиком в углу кровати и заплакал. И вдруг, словно вспышка, словно пушечный выстрел, ко мне приходит осознание. Я вдруг вспомнил, что рождение сынишки приходилось на необычайно трудное для нас время, и я не хотел появления на свет второго ребенка в нашей семье. Я даже говорил об этом Ольге, не осознавая последствий сказанного, и просил ее сделать аборт, говоря, что на мою помощь в воспитании ребенка она может не рассчитывать. Боже, какой глупец! Я вспомнил все это, и меня охватило такое чувство, пережить которое, Шамиль, я едва смог. Это была боль. Ощущение, что душа рвется на части. Я лежал рядом с ребенком и плакал, умоляя простить меня. В моей голове рождались мысли, которые как ножом резали мое сердце, и рисовались картины, которые сводили меня с ума. Я говорил, что люблю его больше жизни и то, что я говорил, я чувствовал. Мишутка спал. Он уснул, без преувеличения, в ту же секунду, в которую меня оглушила первая мысль. Он спал так сладко и так спокойно, что был похож на маленького ангелочка. Мне казалось, что огромная тяжесть отпустила его маленькое тело, и величайшее блаженство и успокоение поселились в его маленькой голове. Я представлял, сколько боли и страдания причинил этому маленькому существу и был готов умереть за прощение. Даже сейчас я пишу все это и с трудом сдерживаюсь от слез...». Буквально через месяц после этого случая шестилетний Мишутка вымолвил свои первые слова и очень скоро стал говорить совсем бегло и без запинки. Диагноз в настоящее время снят и ребенок развивается достаточно успешно.

Во втором случае роды почти всегда протекали нормально (ощущения пренейта типа «надо помочь маме»). В третьем и четвертом случае каких-либо четких взаимосвязей с первой реакцией мамы на известие о беременности мы не обнаружили, хотя в чертах характера данных людей часто встречались оптимизм и жизнелюбие.

Таким образом можно по косвенным признакам можно предположить, что пренейт с самого начала своего развития обладает индивидуальной психикой, все понимает и по мере взросления полученные в перинатальном периоде ощущения продолжают довлеть над ним, и в постнатальном периоде.

Исследуя влияние на пренейта семейных взаимоотношений, мы условно выделили три типа отношений в семье:

  • первый — забота супругов друг о друге, любовные отношения, разговоры о будущем ребенка и т.п.;
  • второй тип отношений — практическое безразличие друг к другу (отсутствие сильных эмоций), каждый живет своей жизнью;
  • третий тип взаимоотношений — постоянные ссоры и скандалы вплоть до драки.

Следует отметить, что выделенные нами типы семейных взаимоотношений в чистом виде практически не встречались. В реальной жизни в любой семье в той или иной мере встречались все типы отношений и выделение групп шло по преобладанию перечисленных характеристик во внутрисемейных отношениях.

Во всех трех типах условно выделенных нами семейных отношений коитус родителей не вызывал у пренейта каких-либо сильных чувств или физических неудобств (кроме трех случаев), в то время как ласки, легкий флирт и приятные разговоры всегда у всех пренейтов вызывали положительную реакцию. Два случая, когда пренейт говорил, что ему это (коитус родителей) неприятно, относились ко второму типу семейных отношений. Неприятие коитуса один пренейт (женского пола), объясняла тем, что мама устала и совершенно не настроена на такие отношения. Другой пренейт (мужского пола) заявил прямо, что ему очень противно, что мама занимается любовью с посторонним мужчиной. Третий пренейт (мужского пола) так же не принимал взаимоотношений своих родителей связанных с элементом насилия.

В первом случае неприятия пренейтом родительского коитуса прослеживается связь между отношениями в семье и последующей заниженной самооценкой женщины во взрослой жизни. Вышла замуж за больного шизофренией и до самой смерти своего мужа постоянно его боялась, хотя была очень заботливой женой. Детей у них нет. Во втором случае так же прослеживается связь семейных отношений с характером пренейта. Огромное желание быть лидером во что бы то ни стало и зашкаливающее чувство собственной важности. Семейные взаимоотношения практически не складываются, хотя в деловых отношениях (бизнес) он достаточно успешен. В третьем случае у молодого человека развилась невротические соматоформные расстройства, связанные со стрессом..

Таким образом, можно предположить, что негативные импринты, косвенно влияющие на судьбу и характер человека, могут закладываться еще в раннем перинатальном периоде.

Исследование приятных и неприятных моментов внутриутробных ощущений пренейта дало огромное разнообразие ситуаций, способных вызвать у пренейта положительную или отрицательную реакцию. Отрицательную реакцию пренейта могла вызвать определенная пища мамы («ощущаю ожог по коже», «мама что-то съела»; «ощущаю головокружение» — мама в спортзале; мама отчитывает отца за то, что он ничего не умеет, а пренейт принимает это все на свой счет и тельце судорожно напряжено; свекруха грязно ругает маму, а у пренейта обвитие пуповиной и многое другое).

Взаимоотношение между родителями, когда в семье практически отсутствует положительная эмоциональная атмосфера, вызывает у пренейта чувство своей ненужности и во время родов он абсолютно неактивен («не я принимала решение появиться на свет, а они сами, пусть теперь сами и отдуваются»). В результате применение способа Крестеллера послужило провокацией для развития гиперплазии остистых отростков в поясничных позвонках ребенка.

Практически все эти случаи ассоциируются с тем или иным влиянием как во время родов, так и во взрослой жизни. Например, в случае постоянного третирования свекрухой своей невестки, срочное кесарево сечение. Будучи уже взрослой, девушка часто не может принять самостоятельное решение по важным вопросам, хотя все это компенсируется большим трудолюбием и хорошими бойцовскими качествами. В случае продолжения негативных моментов в постнатальном периоде в мироощущении родившегося ребенка, влияние на судьбу достаточно мощное. Например, когда внутрисемейные разборки продолжаются и после рождения ребенка, очень много шансов за то, что судьба, уготованная ребенку в собственных семейных взаимоотношениях, будет лишена чувства любви и взаимности. Приведу один из примеров, когда испытуемая увидела во время сеанса возрастной регрессии драки между своими родителями, находясь еще в утробе матери, и после своего рождения часто была свидетелем продолжавшихся жестоких схваток. Во время одного из сеансов возрастной регрессии испытуемую вдруг осенило, что она постоянна мстила всем. На вопрос кому? Она отвечала, что и первому мужу и второму мужу...

Таким образом, семейные отношения родителей могут запрограммировать у ребенка отсутствие как наличие способности любить и быть любимым, так и неодолимое препятствие на этом пути.

Приятные моменты внутриутробных ощущений пренейта сказываются, как на процессе его родов, так и в постнатальный период его развития. Они образуют связь с чертами его характера. Хочется привести почти анекдотический случай, когда взрослая девушка, директор филиала одного из крупных банков, с большим трудом сдерживала желание пуститься в пляс при хорошей удачной сделке. Оказалось, что во время беременности ее мама любила смотреть кинокомедии, водевили и при этом весело смеялась и приплясывала, гладя свой округлый животик. После осознания причины своей привычки девушка легко отказалась от нее.

В самом процессе родов, как показала возрастная регрессия, присутствовал полный объем переживания пренейтом собственного рождения, вплоть до мельчайших деталей. Интересно, что здесь иногда всплывали картины коллективного бессознательного, схожие с описанными С. Грофом[7] сюжетами холотропного дыхания. Однако наши случаи от ощущений холонавтов отличала полная осознанность и возможность волевого контроля одномоментного присутствия сразу во всех реальностях (коллективное бессознательное, место действия собственных родов — включая собственные ощущения, ощущения и переживания мамы и обстановку в родильном отделении, а также присутствия на сессии возрастной регрессии).

Таким образом, человек может произвольно воспринимать несколько реальностей одномоментно, как в перинатальном периоде своего развития, так и постнатальном, и адекватно реагировать на каждое в отдельности.

Интересно отметить, что пренейт всегда знал, что он в настоящий момент рождается, но отношение к собственному рождению у пренейтов было разным:

«пусть сами отдуваются, а я помогать не хочу» (имеется в виду процессу собственного рождения);

«надо помочь маме, она страдает и ей очень больно»;

«скорее родиться бы, уже надоело»;

«не хочу рождаться» (страх перед жизнью вне утробы мамы),

а иногда и «я не сюда попал, не здесь должен был родиться».

Исследование самой первой мысли пренейта сразу после родов дало неожиданные результаты. Приведу наиболее типичные:

«слава Богу все кончилось» (в смысле уже прошел через роды);

«мама у меня красивая... и мне здесь нравится»;

«что я здесь делаю одна-одинешенька? Неужели все взрослые настолько глупы, что не знают, что я все понимаю и осознаю...»;

«опять, блин, жить надо...».

В момент отделения от мамы часто была реакция некой тоски, но единожды была совсем неожиданная реакция: «слава Богу освободили от мамы (момент резекции пупочного канатика), аж дышать легче стало...»;

«мама меня не любит» (ребенок отказывается от груди);

Во время родов переживания мамы и слова акушерки оказывают на судьбу будущего ребенка огромное влияние, что детально описано в наших предыдущих работах.

Таким образом, на основании сказанного можно сделать заключение о наличии у людей импринта появления на свет.

Ни одна из процедур, сопровождающих роды (резекция пуповины, обтирание, взятие пробы крови, закапывание в глазки, пеленание и другие) не оставляют в психике ребенка значимого следа, в то время как первое общение с мамой после рождения оказывает на ребенка огромное влияние. Нами получено подтверждение гипотезы Мишеля Одена о бондинге. Например: «Меня показывают маме, а маме не до меня, ее глаза закрыты и она на меня не смотрит. Мне всю жизнь не хватает маминых глаз...». «Переоформление» данной ситуации в желаемом направлении (мама рада ребенку и встречается с ним глазами) способствует восстановлению бондинга.

Таким образом, фатальность влияния негативных моментов в прошлом на будущую судьбу человека отсутствует и любое предрасположение — в том числе и так называемую генетическую предрасположенность — можно исправить.

Исследование влияния событий раннего постнатального периода на формирование характера и в целом на будущую судьбу человека, выявило, что продолжение напряженных семейных отношений в постнатальном периоде усугубляет влияние негативной части импринта появления на свет.

Приведу пример: Молодой человек 23 лет, студент технического вуза, невротик, слегка нарушена коммуникативная способность, трудно сходится с людьми. Отца вообще не воспринимает в качестве родителя (отец вначале не хотел ребенка). Во время возрастной регрессии всплыла в памяти обида на отца, который пнул его трехлетнего легонько (по словам пациента вообще не больно, но очень обидно) ногой в ягодицу. Мама при этом пожалела его словами «ах ты мой бедненький, жалкий ты мой». Именно эти слова пациент и считает причиной всех своих бед в постнатальном периоде развития. После проведенной психологической работы у молодого человека преобразилось лицо (стало открытым, приветливым и улыбчивым), значительно повысилась коммуникативность. В настоящий момент испытуемый достиг высокого уровня физического и психического здоровья и идет по пути Духовного развития. В быту также адаптивен и защитил диссертацию кандидата технических наук.

В случае превалирования положительной ситуации в постнатальном периоде взросления ребенка, перинатальные негативные импринты и негативный импринт появления на свет не так явно влияют на судьбу индивидуума. Проявление родительской любви и заботы, а также заботы всех близких, включая дедушек, бабушек и старших сестер и братьев очень положительно влияет на жизнь и судьбу ребенка.

Интересно, что проживание испытуемым вновь каких-либо негативных ситуаций своего прошлого (пери- или постнатального периодов) часто освобождает его от негативной симптоматики в реальной жизни. Ярким примером сказанного является исчезновение эритрофобии у женщины 40 лет после вновь пережитой травмы во время игры в перенос. В 6-ти летнем возрасте на глазах у всех она упала и содрала кожу с коленочек. Мамы в это время на улице не было и ей было очень больно, стыдно и страшно возвращаться домой. После осознания данной ситуации и критического анализа картины прошлого, женщине удалось справиться с эритрофобией.

Таким образом, переживание прошлых событий заново в бодрствующем состоянии и критическое отношение к ним с высоты наличного опыта в настоящем, имеет несомненное преимущество перед другими способами возрастной регрессии в снятии негативных импринтов и возможно в избавлении от досадных привычек и химической зависимости.

Иногда приходится «переделывать» прошлую ситуацию, чтобы убрать негативную симптоматику. Например, у одного ответственного работника был очень тихий голос и в случае стрессорной ситуации на глаза наворачивались с трудом удерживаемые слезы. Во время возрастной регрессии всплыл перинатальный сюжет длительного обвития пуповиной, причинивший пренейту огромное страдание. Мы изменили ситуацию и проживая вновь эту момент сразу же освободили пренейта от обвития. После сеанса возрастной регрессии у испытуемого появился нормальный голос, чему он несказанно обрадовался. В последующем он сказал, что и повышенная слезливость пропала.

Таким образом, творческая переработка негативных сюжетов прошлого с активным включением пациента в этот процесс, способна снимать эти импринты.

Выводы:

  1. Восприятие человека способно заново переживать прошедшие события до мельчайших подробностей, не вспоминать, а именно заново переживать со всем комплексом реакций вегетативной и центральной нервной системы.
  2. Сильные эмоции родителей (мамы) могут передаваться пренейту уже после его зачатия.
  3. Пренейт способен воспринимать, фиксировать и сохранять во времени события перинатального периода задолго до формирования и созревания центральной нервной системы.
  4. Пренейт с самого начала своего развития обладает индивидуальной психикой.
  5. Негативные импринты, косвенно влияющие на судьбу и характер человека, могут закладываться еще в раннем перинатальном периоде.
  6. Семейные отношения родителей могут запрограммировать у ребенка способность любить и быть любимым и, наоборот, полное отсутствие таковой.
  7. Человек может произвольно воспринимать сразу несколько реальностей одновременно и адекватно реагировать на каждое в отдельности.
  8. Во время родов у ребенка образуется импринт появления на свет. Он может быть как положительным, так и негативным.
  9. Фатальность влияния негативных моментов в прошлом на будущую судьбу человека отсутствует и любое предрасположение — в том числе и так называемую генетическую предрасположенность — можно исправить.
  10. В случае превалирования положительной ситуации в постнатальном периоде взросления ребенка, перинатальные негативные импринты и негативный импринт появления на свет не так явно влияют на судьбу индивидуума.
  11. Проявление родительской любви и заботы, а также заботы всех близких, включая дедушек, бабушек и старших сестер и братьев очень положительно влияет на жизнь и судьбу ребенка.
  12. Переживание прошлых событий заново в бодрствующем состоянии и критическое отношение к ним с высоты наличного опыта в настоящем, имеет несомненное преимущество перед другими способами возрастной регрессии в снятии негативных импринтов.

Литература


  1. Penfield W., Memory Mechanisms. AMA Archives of Neurology and Psychiatry 67(1952):178-198.

  2. Ташаев Ш. С., Противоречие в «интересах» — важный фактор развития Человека и Социума, 2010

  3. Tashaev S., Study of the unconscious, pre- and postnatal individual perception by means of the age regression model, Int.J Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine Vol. 19, l — 2 (2007), pp. 34 — 48 pii: PRE191207A02

  4. Малышева Т. А., Ташаев Ш. С., Эмоциональные переживания пренейта в утробе матери. XVII Международный конгресс Международного общества пренатальной и перинатальной психологии и медицины (ISPPM). Москва, 20 — 24 мая 2007 года.

  5. Rank O., (1952). The trauma of birth. New York: Robert Brunner. (Original work published. 1924), 220 pp.

  6. Chamberlain D., (1988). The Mind for Your Newborn Baby. Berkley, CA: North Atlantic Books, 274 pp.

  7. Grof S., Psychology of the Future: Lessons from Modern Consciousness Research. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 2000, 345 pp.