English

Личный интерес и его значение для всего живого, включая человека

Год публикации: 2013

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Репродуктивное здоровье семьи в перинатальной психологии», вып. 2 (сборник трудов по результатам научно-практической конференции), Санкт-Петербург, 15 — 18 мая 2013.

Ташаев Ш. С.

д.п.н., проф.

ОАО «НИИ Психотерапии и Клинической Психологии»,

Санкт-Петербург

Теоретическая работа

Живое имеет глобальное количественное и качественное отличие от Неживого, позволяющее ему развиваться со скоростью трудно достижимой для последнего. С появлением на Земле органической жизни, даже в самых примитивных формах, впервые появляется активная целенаправленная работа. Суть работы — это поддержание гомеостаза внутренней среды живого объекта за счет энергии, получаемой извне. Получение энергии извне сопряжено с экспансией живого объекта во внешнюю среду и изменением этой среды соответственно «своим нуждам» или, в крайнем случае, изменением (адаптацией) своих внутренних механизмов получения и утилизации энергии применительно к условиям внешней среды, например, пойкилотермность. Живая система имеет возможность запасания энергии, например, в липидах, и экономии энергии, например, образование цисты, состояния анабиоза. Это происходит в случаях, когда экспансия во внешнюю среду очень мала или временно невозможна совсем или энергетический ресурс живой системы (ЖС) не восполняется во время экспансии. Вот что пишет по данному поводу Д. Н. Узнадзе[1]:

«Ничто так не специфично для живого существа, как наличие у него потребностей и необходимость самому заботиться об их удовлетворении».

Активность, детерминируемая потребностями, присуща всем живым существам, включая человека. Следует отметить, что существование ЖС невозможно как без поддержания гомеостаза своей внутренней среды, так и без экспансии во внешнюю среду. Всей совокупности данного явления, ведущей в конечном итоге к поддержанию гомеостаза внутренней среды и экспансии во внешнюю среду, мы дали название «Личный Интерес».

Личный Интерес (ЛИ) является фундаментальной Категорией. Это многоплановое и многоуровневое психическое образование, являющееся неотъемлемой частью любого живого организма от клетки, системы клеток и до самых высокоорганизованных организмов и систем, образуемых ими за счет экспансии во внешнюю среду и взаимодействия с ней. Примером сказанного может служить любой устоявшийся биогеоценоз. Однако, большинством ученых ЛИ приписывается только человеку, так как бытует мнение, что понятие «интерес» — это осознанная потребность. Вот, например, позиция, высказанная по данному поводу В. Н. Лавриненко. В соответствии с ней

«потребности людей лежат в основе их интересов, составляют главное их содержание. Однако потребности и интересы — явления не тождественные. Интересы заключают в себе не только потребности, но также пути и средства их удовлетворения»[2].

Обладателем Сознания, исходя из современной научной парадигмы, является только человек, соответственно, все другие живые системы могут обладать только неосознаваемыми побуждениями. Мы в своих предыдущих работах постулировали, что Сознание есть одна из форм существования Материи как таковой, и все сущее обладает лишь способностью взаимодействовать с ней при помощи определенных структур своего существа. Тейяр Де Шарден предполагал, что даже атомы обладают такой возможностью[3]. Множество исследований и научных наблюдений этологов показывают, что животные (во всяком случае млекопитающие и птицы) обладают возможностью решения интеллектуальных задач. Иными словами, мы предполагаем, что ЛИ имеет более широкие границы, практически охватывая все ЖС, хотя ЛИ человека действительно поражает своей всеобъемлемостью. Он присутствует на всех направлениях его жизнедеятельности и даже вне его организма, образуя «симбиотические» структуры (семья, рабочие и творческие коллективы, общественные объединения, государство как таковое и надгосударственные образования). Данные структуры, которые можно назвать производными ЖС, так же наделены способностью к поддержанию постоянства своей среды за счет потребления энергии извне, или иными словами обладают способностью к экспансии. Таким образом, и у производной ЖС наблюдаются все признаки наличия ЛИ. При этом ЛИ человека, являющегося составной частью производной системы, может достаточно сильно отличаться от ЛИ производной структуры. Например, ЛИ члена какого-либо рабочего объединения заключается в обеспечении себе высокой заработной платы, оптимального сочетания режима отдыха и труда и т.п., а ЛИ объединения, например, заключается в завоевании ключевых позиций на экономическом пространстве и расширении производства, возможно и за счет экономии расходов на социальные нужды и сокращения заработной платы.

Несмотря на то, что все приведенные здесь разрозненные факты из разных областей науки широко известны, объединение их настоящей гипотезой о ЛИ, как причине и движущей силе эволюционного и инволюционного процессов ЖС и их производных, включающих в себя в качестве необходимого компонента эволюции экспансию во внешнюю среду, озвучивается впервые. Значимость гипотезы, декларирующей наличие ЛИ у всех ЖС и производных ЖС не вызывает сомнения и требует строгого научного подхода к исследованию, присущего всем ЖС и их производным феномена ЛИ.

Данная работа является первой в этом ряду и ее цель — это наметить программу будущих исследований в данной области:

  • поэтапное выявление и изучение феномена ЛИ на всех этапах развития человека от пренейта до околосмертного состояния;
  • исследование возможности наличия ЛИ в индивидуальном и коллективном бессознательном;
  • исследование любой патологии организма человека с точки зрения противоречия в ЛИ различных функциональных систем организма.

Одним из главных механизмов работы ЛИ является сравнительный анализ качества окружающей реальности по интересующему признаку «с целью» присвоения себе наивысшего качества этого признака, доступного в данный момент. Этот процесс происходит на бессознательном и частично на сознательном уровне. Для большей ясности, в понимании только что введенной нами категории ЛИ проведем сравнительный анализ ее основных функций с основными функциями уже широко исследованного понятия «потребности» (А. Маслоу[3]).

Одной из главных функций понятия «потребности» является поддержание жизни на определенном уровне жизнедеятельности, то есть обеспечение ЖС всем необходимым для существования и выполнения своих функций. ЛИ, в отличие от потребности, не есть что-то определенное раз и навсегда данное. Он очень разнообразен и лабилен, может возникать и угасать, создавать или разрушать доминанту и может приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Функцией ЛИ является вывод ЖС или ее производной (семья, группа, общественное объединение и т.д.) из состояния равновесия с Окружающей Реальностью. Это побуждает ЖС или соответствующее образование к действию на новом энергетическом уровне. Иными словами, ЛИ является активирующим фактором, побуждающим живое к постоянному поиску, внутреннему развитию и эволюционированию/инволюционированию. Важнейшим свойством ЛИ любого уровня является априорное противоречие с ЛИ этого или любого другого уровней. Противоречие неуничтожимо, что служит гарантией постоянной внешней экспансии ЖС и ее производной и, соответственно, обеспечивает их внутреннее развитие.

Наиболее выраженный ЛИ связан с либидо (с энергией сексуального влечения) и может быть источником пробуждения ЛИ во всех сферах человеческой деятельности, особенно в творчестве. Тогда жизнь человека становится яркой и насыщенной. Однако, иногда ЛИ при узости рамок человеческого духа и стремления лишь к получению сексуального удовлетворения и обладанию предметом своей страсти, резко обедняют жизнь человека (ревность, желание доминировать в отношениях и многое другое). Кстати, у животных с угасанием половой функции, происходит резкое старение организма и наступает биологическая смерть. Однако, если у сообщества животных имеются функции «нянек» (уход за молодняком и его обучение), животное, «занятое» в этой области, даже с прекращением половой функции, продолжает еще достаточно долго жить.

Еще один ЛИ выраженный ярко — это создание семьи и продолжение рода. Если в этом случае «букет» ЛИ становится ярче и насыщеннее за счет стимулирования ЛИ одного партнера ЛИ другого партнера, то жизнь семьи становится богатой и насыщенной, способствующей духовному росту и самореализации партнеров каждого в отдельности и в целом в семье. Дети в такой семье социальны, здоровы и талантливы. Если же основной акцент ЛИ смещается в сторону «все ради детей», то букет ЛИ чахнет, супруги охладевают друг к другу и, когда дети вырастают и больше не нуждаются в родителях, семья распадается (23,6% разводов приходится на этот период — примерно 19–23 года совместного проживания).

Длительное, чрезмерное смещение акцента ЛИ на производственную деятельность и резкое сокращение других ЛИ за счет каких-либо причин, например, «нехватки времени», при уходе человека на пенсию, когда времени, хоть отбавляй, человек быстро стареет и умирает и во времени уже нет необходимости. Иными словами, Ли влияет не только на качество жизни человека и его духовное развитие, но и на общую продолжительность его жизни. Известно, что селекционеры, выводящие новые виды животных и сорта растений, в среднем живут дольше, чем их коллеги, не занятые селекционированием.

Доминирование в окружающей реальности (семья, рабочий коллектив, спорт, творчество, политика и пр.) — еще одно ЛИ, мощно влияющее на качество жизни человека и его внутреннее духовное развитие. Лидерство, не требующее формального утверждения и признания, способствует внутреннему росту и духовному развитию, а лидерство «во чтобы-то ни стало» (ЛИ карьеры) очень часто приводит к духовному обеднению, истощению сил и здоровья и потере большей части своих ЛИ.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно предположить, что наличие, богатство и выраженность ЛИ, несмотря на противоречия, порождаемые им, а может благодаря именно этим противоречиям, способствует гармонизации и одухотворенности человеческой жизни. Данное возможно только через взаимодействие ЛИ со всеми функциональными системами организма, описанными академиком П. К. Анохиным. Соответственно, при дальнейшем углубленном исследовании данной тематики откроется иной подход к пониманию соматического и духовного здоровья и более эффективной коррекции их.

Кроме перечисленного выше, следует отметить, что ЛИ человека проявляется еще в перинатальном возрасте, возможно с момента зачатия, в раннем детском возрасте, отрочестве, юности, зрелости и вплоть до преклонного возраста. В наших исследованиях с применением возрастной регрессии было выявлено, что ЛИ пренейта может в какой-то мере отстаивать свой интерес, даже во время родового процесса. Например, «сопротивление процессу родов» одного из пренейтов было связано с его нежеланием рождаться, и пришлось делать срочное кесарево сечение. Дословно из беседы с испытуемой Е. (28 лет) во время сеанса возрастной регрессии на стадии родовых схваток: «...Слышу, как врачи говорят обо мне, что она никуда не идет, надо спасать. Кого спасать не знаю, потому что маме тоже очень плохо. Я действительно никуда не иду. Я не хочу сюда, я не здесь должна была родиться, я не туда попала...». Другой пренейт считал, что он не должен помогать маме в процессе родов, так как его зачали «внепланово». В результате пришлось применить способ Кристеллера, что, возможно, послужило развитию у взрослой испытуемой А. (32 года) гиперплазии остистых отростков позвонков поясничного и нижнегрудного отдела позвоночника (S. Tashaev[5]). Эти случаи требуют дальнейшего исследования на предмет влияния ЛИ пренейта на течение беременности, родовой процесс и дальнейшую жизнь человека. Другой случай. Испытуемой Е. 38 лет. На сеансе возрастной регрессии она попадает в возрасте 4 годика. Выбежала из дома, так как там не до нее, и забежала в гости к соседке, которая, чтобы чем-то ее занять, начинает обучать ее вязанию на спицах. Вдруг начинает безутешно плакать, приговаривая: «почему чужие должны меня учить?». Лейтмотив поведения — наличие ЛИ у ребенка ожидания тепла и внимания от родителей. Это ЛИ встречается очень часто. Например, много случаев, когда молодая девушка рассказывает, что выходит замуж по причине «лишь бы уйти из собственного дома от бездушности в собственной семье родителей», побуждаемая ЛИ теплых душевных отношений. Хорошо бы детальное исследование подобных случаев, особенно в среде ранних бракоразводных процессов. Случай, озвученный во время сеанса рациональной психотерапии женщиной 55 лет, испытавшей опыт клинической смерти в 35 лет, когда она просила в состоянии вне телесных переживаний о возвращении ее к жизни, чтобы вырастить своих деток. Приход ее к психотерапевту в 55 лет был вызван сильными головными болями и страхом, что дети уже взрослые и, как ей казалось, ее ЛИ уже исчерпан. К счастью, у нее к этому времени появилось ЛИ в сфере духовных практик и все обошлось. Также требуют пристального внимания и исследования ЛИ у людей побывавших в околосмертных состояниях и занимающихся медитативными практиками на высоком уровне.

Очень интригующим фактом явилось исследование коллективного бессознательного, где, как оказалось, Архетип также обладал ЛИ. Эти исследования в самом начале и в дальнейшем материале будут изложены подробно.

Таким образом, исследование категории Личный Интерес с изложенных выше позиций, является актуальнейшей новой темой в науке. Ее дальнейшая разработка даст возможность пересмотреть многие сферы нашей жизни и составить новое научно обоснованное представление о патологии, как о противоречии в ЛИ тех или иных функциональных систем организма. Соответственно и способы восстановления здоровья человека будут ближе к психофизиологическим методам. Кстати, и в настоящий момент психотерапевтические методы лечения артериальной гипертензии, например, в комплексе с физиологическими (игровая физическая нагрузка, водные процедуры, применение медитативных техник релаксации и др.) дают лучший результат по сравнению с фармакологическими (Ш. С. Ташаев и др.[6]). Не исключена возможность, что глубокий научный анализ ЛИ поможет выработать новый подход к воспитанию и духовному совершенствованию человека, а также совершенствованию в целом нашего общества.

Литература:

  1. Узнадзе Д. Н., Психологические исследования. М., 1966. С.366.
  2. Лавриненко В. Н., Интересы как категория исторического материализма // Вестник МГУ. Сер. «Философия». 1964. № 1. С.65.
  3. Маслоу А., Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.
  4. Анохин П. К., Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. — М., 1971.
  5. Tashaev. S., PhD; Study of the unconscious, pre- and postnatal individual perception by means of the age regression model. Int. Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine, Vol. 19, l — 2 (2007), pp. 34 — 48.
  6. Ташаев Ш. С. с соавт.; Влияние психотерапии на гемодинамические показатели здоровых лиц и больных «мягкой» формой артериальной гипертензии. — СПб.: «Ученые записки», т. X, № 1, 2004.