English

Концепция пренатальной памяти

Год публикации: 2011

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

Программа «Психосоматическая медицина». Конференция XI «Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике». Сборник научных статей под ред. член-корр. РАМН Мазурова В. И. 22 ноября 2011 года.

Санкт-Петербург, 2011

Ташаев Ш.С.

НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и клинической психологии

Россия, Санкт-Петербург

К. Юнг в своей работе по синхроничности писал, что в бессознательном также содержатся подсознательное восприятие и забытые образы-воспоминания, которые не могут быть воспроизведены в настоящий момент, и, может быть, не будут воспроизведены никогда. В содержимом подсознания мы должны различать восприятие, которое он назвал «необъяснимым знанием», или «непосредственностью» психических образов. Каким бы непостижимым это не казалось мы, в конце концов, вынуждены предположить, что в бессознательном существует что-то вроде априорного знания или «непосредственности» событий, у которых отсутствует, какая бы то ни было причинная основа. В любом случае, наша концепция причинности не годится для объяснения этих фактов[1].

Возможно, замеченное К. Юнгом выше «необъяснимое знание» связано с наличием у плода с самых ранних стадий его развития психической деятельности, что является одним из основных постулатов перинатальной психологии. Плод (в дальнейшем пренейт) задолго до полного созревания головного мозга и появления на свет из утробы матери обладает собственной психикой. Считается, что негативные моменты в пренатальный период развития могут образовывать у пренейта в утробе матери достаточно мощные импринты, влияющие потом на всю последующую жизнь индивидуума[2][3]. Однако современное представление о психической деятельности человека не способно создать приемлемую теорию пренатальной психической деятельности пренейта. Причиной такого положения вещей является то, что объяснение любой психической деятельности человека современной наукой, не может обойтись без постулирования приоритета головного мозга. По-видимому, это связано со смешением понятий «поведение» и «психика». Возможность психической деятельности связывают с обязательным созреванием головного мозга. То есть происходит смешение понятий поведение (осмысленные двигательные акты, приводящие к спланированному результату) и психическая деятельность, высшими формами проявления горой являются сознание, восприятие, эмоции, мышление, память. Не вызывает сомнения, что поведение, то есть осуществление осмысленных осмысленных двигательннх актов, приводящих к спланированному результату на уровне целостного организма возможно только при достаточной зрелости центральной нервной системы. Чтобы так же смело утверждать приоритет зрелости головного мозга в осуществлении психических функций требуется все-таки анализ ее составляющих.

Итак, по порядку попробуем разобраться во всех перечисленных нами атрибутах психической деятельности.

Восприятие является отражением в идеальных образах предметов или явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств окружающей среды. Оно создает определенный образ внешнего объекта или внутреннего ощущения. Из сказанного становится очевидным, что для восприятия требуется наличие рецептора специфичного к определенному стимулу и "ячейка сличения«[4][5]. Восприятие построено по иерархическому принципу. На самых нижних этажах это неосознаваемые элементарные образы, на верхних — осознанные образы. Таким образом, для восприятия, как такового в целом наличие зрелого головного мозга практически не обязательно, хотя, для осознанного восприятия (верхушка иерархии) зрелый головной мозг является необходимым атрибутом.

Что касается «подсознательного восприятия» н «забытых» образов воспоминаний (возможно, нижние этажи восприятия), то, по выражению К. Юнга, они не могут быть воспроизведены в настоящий момент, а, может быть, не будут воспроизведены никогда. Хочется отметить, что многое из того что «не будет воспроизведено никогда» успешно воспроизводится в исследованиях пренатальных психологов в реальном масштабе времени[4][5][6][7].

Мышление включает в себя такие операции как анализ, синтез, экстраполяция. В самом общем глобальном виде анализ это расчленение на части целого, а синтез — соединения целого из отдельных элементов. Экстраполяция позволяет человеку распространять выводы, полученные из наблюдения за каким-нибудь явлением, распространять их на будущее, то есть прогнозировать его. Для осуществления функций анализа экстраполяции необходима память[8], или, как мы это называли в наших предыдущих работах, "ячейка сличения«[4][5].

Функция памяти заключается в приёме информации, сохранении её и воспроизведении (в том числе и чувственных впечатлений). Таким образом, память осуществляет процессы организации и сохранения прошлого опыта, делает возможным возвращение его в сферу сознания и его повторное использование. Память не отделима от способности осознанно воспринимать окружающее, и отдавать себе отчет в своих поступках («верхние этажи» восприятия — Ш.Т.). Блестящее осмысление человеческой памяти сделано Д. Хокинсом, и С. Блейксли[8]. Они отмечают, что человеческая память включает в себя пространственно-временные характеристики. Иными словами, как мы отмечали в своих предыдущих работах, полноценное раскрытие памяти полагает «проживание» вновь прошедшей картины в полном объеме. Однако проживаем мы прошлую ситуацию с новым обогащенным на данный момент времени опытом. Это является составной частью избавления от негативных импринтов путем введения их в осознание прошлого опыта. Мало того, можно предположить, что наличие пространственно-временного континуума памяти является основой непрекращающегося ни на одно мгновение прогнозирования будущего и анализа прошлого на бессознательном уровне. Возможно, этот анализ и прогнозирование не прекращаются даже во время сна, что и объясняет наличие сновидений, в том числе и «пророческих». На физиологическом уровне это вполне может обеспечиваться согласованной работой рецепторного аппарата, проводящих путей (восходящих и нисходящих), таламических релейных ядер и серого вещества головного мозга.

Таким образом, на первый взгляд кажется, что для психической деятельности человека обязательно требуется наличие сформированного мозга. Тем не менее, наличие факта психической деятельности у пренейта на самых ранних стадиях его развития, когда о зрелости головного мозга не может быть и речи подтверждается уже многими исследованиями. Как согласовать между собой две явно противоречащих друг другу точки зрения на наличие и реализацию психической деятельности у пренейта, оставаясь при этом в рамках естественно-научного познания мира? По-видимому, это можно сделать, используя основные критерии научности полученных результатов. Например, верификация полученных результатов.

Приведём стенограмму сеанса возрастной рсгрессии (условные обозначения: «С» — испытуемая; «В.» — ведущий сеанс возрастной регрессии).

С.: Я чувствую, что мама не права (испытуемая плачет). Мне жалко и папу и маму. Мама оглянулась и молчит. Затем, «ты опять ничего не сделал. Ты ничего не можешь»... Папа в очередной раз отказался от ордера на квартиру в пользу более нуждавшейся семьи.

В.: А каковы твои собственные ощущения, когда маме плохо и папе плохо? Что ты сама чувствуешь, находясь внутри?

С.: Я вытянула ручки и ножки. Я растянулась и разогнулась и стою, как сейчас. Судороги. Я себя чувствую глупо.

В.: А теперь наиболее сильный стресс у мамы.

С.: Она стирает белье и думает. Накручивает себя. Стирает и про себя все говорит: «Вот знала бы я, вот знала бы я...». Сожалеет о замужестве.

В.: Что думает? Слова? Слова?

С.: «Как всегда ничего не можешь...» А его нет рядом.

В.: Как в это время ты себя чувствуешь? Именно ты?

С.: Мне 5 месяцев. Мне плохо. Меня не замечают. Я сейчас к животу повернулась. Ну и ладно...

В.: Это — «ты опять ничего не можешь» — сыграло в твоей жизни какую-либо роль?

С.: Это мое восприятие себя...

Беседа С. со своими родителями показала, что ссоры между родителями примерно на сроке беременности мамы 4-5 месяцев были неоднократно и именно по поводу получения квартиры. «Это мое восприятие себя» комментария не требует, и психолог подтверждает наличие такого комплекса у С. Осознание факта, что эта неуверенность тянется с внутриутробного периода, помогло С. справиться со своей неуверенностью и стать более решительной, брать ответственность на себя.

Как известно, на 4-5 месяце развития человеческого плода о полной сформированности и зрелости головного мозга человека не может быть и речи. Иными словами, головной мозг еще полностью не сформирован, а психика присутствует, что косвенно, но все-таки подтверждается спросом родителей С.

Учитывая, что возрастная регрессия проводилась у испытуемой во взрослом состоянии при наличии зрелого головного мозга и полноценно развитой психики, можно сделать следующие выводы:


  1. Память, которая, как показано многочисленными исследованиями, отсутствует на молекулярном уровне, на уровне органелл и клеток, тканей и органов целостного организма также имеет структуру пространственно-временного континуума в отличие от памяти жесткого диска компьютера.

  2. Данная память составляет основу памяти и психики личного и коллективного бессознательного, а также пренатальной памяти и психики.

  3. Хорошо развитый полностью зрелый головной мозг человека необходим для доступа к «нижним этажам» в структурной иерархии памяти, а высоко развитая устойчивая психика взрослого человека необходима для осуществления операций мышления в режиме их осознания.

  4. Любое нарушение гистологии, морфологии структур головного мозга человека, отвечающих за основные операции мышления, произошедшее во время эмбрионального развития или в постнатальном периоде (по причине физической травмы, болезни и пр.) является противопоказанием для осуществления с ним психоделической терапии, в каком бы то ни было виде

  5. Для профилактики и лечения функциональных нарушений может быть показано использование психоделических практик, в том числе и метод возрастной регрессии, так как они способствуют разрешению прошлых негативных импринтов и восстановлению нормальной работы головного мозга и психики.


Литература


  1. Jung C. G., (1973). Synchronicity: An Acausal Connecting Principle (Paperback). Princeton University Press, 160 pp.

  2. Малышева Т. А., Брехман Г. И. Стресс беременных и неправильное предлежание плода. ХVІІ Международный Конгресс «Пренатальная и перинатальная психология и медицина», Том 2. — Москва, 2007. — С. 32.

  3. Малышева Т. А., Ташаев Ш. С., Эмоциональные переживания пренейта в утробе матери. ХVІІ Международный Конгресс «Пренатальная и перинатальная психология и медицина», Том 1. — Москва, 2007. — С. 114-116.

  4. Ташаев Ш. С., Пути разрешения глобального кризиса современности с позиции пре- и перинатальной медицины и психологии. Вестник дома ученых Хайфы Том IX. Хайфа, 2006. С. 78-82.

  5. Ташаев Ш. С., Влияние импринтинга в момент родов на последующую жизнь человека. Репродуктивное здоровье общества. Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. Санкт-Петербург, 26-30 мая 2006 года. — СПб.: Издательство «ИПТП», 2006. С. 99-106.

  6. Tashaev S., Study of the Unconscious, Pre- and Postnatal Individual Perception by Means of the Age Regression Model. International Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine, December, 2007.

  7. Chamberlain D., (1998). The Mind for Your Newborn Baby. Berkley, California. North Atlantic Books, 274 pp.

  8. Хокинс Д., Блейксли С., Об интеллекте. — М., СПб., Киев, 2007 — 242 с.