English

Вовлеченность сознания и бессознательного в возникновение психосоматических заболеваний

Год публикации: 2013

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике», вып. 13. — Санкт-Петербург, ноябрь, 2013 г. / под общей редакцией В. И. Мазурова. — СПб.: Издательство «Виктория плюс» — 2013. — 308 с. (Программа «Психосоматическая медицина»)

ISBN 978-5-91673-126-2

Ташаев Ш. С.

д.п.н., проф.

ОАО «НИИ Психотерапии и Клинической Психологии»,

Санкт-Петербург

Реферат

В работе дается новая формулировка определения Сознания и Бессознательного в качестве самостоятельных форм существования Материи как таковой. Сознанию приписывается функция определения точки отсчета какого-либо явления, процесса, взаимодействия и объединение их причинно-следственных отношений в единый смысл. Иными словами, Сознание создает «упорядоченные» локальные стабильные образования, условно которые можно назвать «Смысл». Начальным звеном в создании Смысла для живых систем является определение точки отсчета действия по удовлетворению потребностей, последующим звеном является образование Личного Интереса. Достижение частного ЛИ всегда сопряжено с конфликтом между частным ЛИ и Личным Интересом другого субъекта. При этом конфликт априори неуничтожим[1][2], то есть возникает стресс образующий фактор способный привести к заболеванию. Таким образом, на уровне Личного Интереса происходит взаимодействие Сознания и Бессознательного.

Бессознательное это форма существования Материи как таковой и не является чьим-то личным приоритетом. Это сложное психической образование, включающее в себя приватную и коллективную части, энергетическую часть (эмоции) и неструктурированную «аморфную» часть. С исследованием последней части психотерапевт в своей практике почти не соприкасается, так как на этом уровне происходит полный распад Личности.

Далее на примере случаев из собственной психотерапевтической практики и анализа литературы автор показывает многофакторное задействие в психосоматике разных больных практически всех составляющих Сознания и Бессознательного на фоне достижения Личных интересов и возникновения стресс образующих факторов.

Выводы.

«Сознательная часть» ЛИ является активирующим фактором, побуждающим живое к выходу из состояния энергетического равновесия с окружающей средой путем постоянного поиска ситуации оптимального удовлетворения потребностей индивидуума и, косвенно, посредством бессознательного компонента психики, внутреннему развитию и эволюционированию. Этому способствует, во-первых, некоторая ригидность бессознательного, во-вторых, способность образовывать импринт и в-третьих превосходящий во много раз объем представленности в психике.





***

Большинство исследователей признает, что к психосоматическим заболеваниям относятся практически все известные заболевания, исключая инфекционные заболевания и заболевания связанные с физической травмой. Однако мы полагаем, что представленность бессознательного и сознательного компонентов психики в повседневной жизни настолько велики, что игнорировать их влияние на эмоциональное состояние и иммунный статус человека в каждый данный момент его жизни просто невозможно. Соответственно, косвенно инфекционные заболевания и заболевания связанные с физической травмой так же можно отнести к психосоматическому ряду.

С другой стороны, заболевание возникает тогда, когда нарушается качественное адекватное удовлетворение основных потребностей человека. Условие качественности тянет за собой проблему выбора источника удовлетворения. Как только возникает проблема выбора, возникает и Личный Интерес (ЛИ). Достижение частного ЛИ всегда сопряжено с конфликтом между частным ЛИ и Личным Интересом другого субъекта. При этом конфликт априори неуничтожим[1][2], то есть возникает стресс образующий фактор способный привести к заболеванию.

Личный Интерес является фундаментальной Категорией. Это многоплановое и многоуровневое психическое образование, своего рода «энтелехия», являющееся неотъемлемой частью любого живого организма от клетки, системы клеток и до самых высокоорганизованных организмов и систем, образуемых ими за счет экспансии во внешнюю среду и взаимодействия с ней[3]. Термин ЛИ нами предлагается в связи с наличием избирательности связей c внешней средой и анализа ситуативной информации со всеми живыми системами (ЖС) и их производными с целью обеспечения себе наивысшего качества удовлетворения собственных потребностей. Это происходит даже на уровне клетки в качестве элементарной единицы ЖС. В качестве элементарной единицы производной ЖС может служить, например, семья.

Чтобы проанализировать степень представленности сознания в комбинации с бессознательным в картине психосоматического заболевания дадим каждому из этих компонентов психики четкие определения и исследуем их функции. В настоящей работе мы ограничимся только предварительной формулировкой данного определения, однако вполне достаточной для раскрытия темы. Интересующихся в более полном объеме материала отсылаем к работам С. Грофа[5][6], и Агафонова[7] и нашим ранним работам, размещенным в разделе «публикации» сайта НИИ Психотерапии и Клинической Психологии www.iptp.ru . В них имеются предпосылки для понимания приведенного определения и обоснования функций вытекающих из него. Итак, формулировка определения:

Сознание есть одна из форм существования Материи как таковой, в функцию которой входит нахождение/создание точки отсчета какого-либо явления, процесса, взаимодействия и объединение причинно-следственных отношений его в единый смысл. Иными словами, Сознание создает «упорядоченные» локальные стабильные образования, условно которые можно назвать «Смысл». Начальным звеном в создании Смысла является определение точки отсчета, с помощью которой образуется «матрица» (ткань) нашей видимой Вселенной, то есть непроявленное становится проявленным.

Достаточно большое накопление и упорядочивание «смыслов» в центральной нервной системе индивидуума образует его мировоззрение, а накопление смыслов еще и в производных ЖС образует Ноосферу.

Известно, что максимальное количество в процентном отношении от общего объема воспринимаемой индивидуумом информации, за счет вербального взаимодействия (сюда же мы относим и знаковую систему общения) составляет не более 10 — 15%. Остальные 85 — 90% вносятся Бессознательной частью психики. Однако, несмотря на такое соотношение частей психики, влияющих на индивидуума, значение Сознания трудно переоценить.

Во-первых, именно Сознание осуществляет избирательность связей c внешней средой и анализ ситуативной информации. Соответственно оно, участвует в формировании ЛИ и связанного с ним конфликта, то есть косвенно стимулирует стресс образующий фактор, который, с одной стороны, способен привести к заболеванию, а с другой — выводя организм из устойчивого равновесия с окружающей средой, стимулирует его внутреннее развитие и эволюцию.

Во-вторых, именно Сознание за счет создания смысла и обучения ему нашего восприятия создает ту окружающую реальность, в которой мы живем.

В-третьих, именно благодаря Сознанию, мы способны к расширению рамок своего существования во Вселенной за счет открытия/создания все новых и новых Смыслов (Законов Природы, как мы их называем). Вероятно, есть и другие глобальные функции нашего Сознания, но достаточно и тех, которые мы здесь привели.

Таким образом, Сознание участвует в возникновении психосоматических заболеваний в качестве стресс образующего фактора и вывода организма из состояния устойчивого равновесия с окружающей средой.

Бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

Бессознательное это форма существования Материи как таковой и не является чьим-то личным приоритетом. Это сложное психической образование, включающее в себя приватную и коллективную части, энергетическую часть (эмоции) и неструктурированную «аморфную» часть. С исследованием последней части психотерапевт в своей практике почти не соприкасается.

Какие из перечисленных частей бессознательного и каким образом принимают участие в возникновении психосоматических болезней? В нашей практике часты случаи участия личного и коллективного бессознательного в возникновении болезни, когда ЛИ не может способствовать качественному удовлетворению той или иной потребности человека и ему угрожает серьезное нарушение работы одной из функциональных систем. Например, недостаточность родительского (в основном материнского) эмоционального и тактильного контакта с ребенком создает угрозу эмоциональной депривации и отставании по срокам созревания различных зон коры головного мозга (в основном сенсомоторный области), могущих привести к различным степеням энцефалопатии.

При поступлении к нам пациентов с диагнозом «хронический тонзиллит» и с экстирпацией гланд, у пациентов воспалительный процесс не прекращался, присутствовала гиперемия зева и частый подъем температуры тела. У некоторых на фоне бронхита пропадал голос. При Игре в перенос[3], выяснилась не способность ЛИ пациентки обеспечить ее желанной заботой близких. Когда пациентке во время сеанса игры в перенос удалось договориться с персонифицированным дискомфортом (персонаж личного и коллективного бессознательного) вся выше перечисленная симптоматика прошла и на протяжении нашего патронирования пациентки (6 месяцев) ни разу не возвращалась.

Приведем еще несколько выдержек из собственной психотерапевтической практики. Пациентка Е. во время сеанса психотерапии увидела себя держащейся за хвост огромной рыбы. О такой рыбе, как об очень значимом архетипическом персонаже упоминалось К. Г. Юнгом[4]. Е. получала огромное удовольствие от такого «катания» на хвосте рыбы и пробовала пообщаться с ней. Но рыба, мотнув хвостом, забросила ее на светящиеся облака, при этом дав понять, что дальше ей пока нельзя. Карл Юнг предупреждал в своих работах, что рыба может сбросить и в тартарары, откуда возврата нет. После данного сеанса, многое в жизни Е. поменялось. Улучшилось взаимопонимание в семье с мужем и свекровью, и она нашла для себя занятие по душе.

Пациентка Ю. встречалась во время игры в перенос с архетипом в виде Мефистофеля, который говорил, что она сильная и поэтому с ней интересно «работать». Удалось уйти из-под его влияния, использовав мифологический сюжет о том, что они (адские сущности) боятся света. Свет был пациенткой визуализирован и Архетип отпустил ее, сказав, что она не понимает, что творит. В дальнейшем судьба пациентки Ю. наладилась, и она больше к нам не обращалась в течение трех лет.

Здесь мы привели примеры, согласующиеся с теорией и практикой психоанализа. Однако постепенно накапливаются факты, открывающие новые функции бессознательного во взаимодействии с сознанием. Факты мы изложим в последующих наших работах, а здесь озвучим лишь гипотезу:

«Функция бессознательного заключается в регуляции энергии в принципе не уничтожаемых конфликтов, спровоцированных стремлением к достижению ЛИ. Косвенным образом данная энергия направляется на эволюционные преобразования.

Выводы:

«Сознательная часть» ЛИ является активирующим фактором, побуждающим живое к выходу из состояния энергетического равновесия с окружающей средой путем постоянного поиска ситуации оптимального удовлетворения потребностей индивидуума и, косвенно, посредством бессознательного компонента психики, внутреннему развитию и эволюционированию. Этому способствует, во-первых, некоторая ригидность бессознательного, во-вторых, способность образовывать импринт и в-третьих превосходящий во много раз объем представленности в психике.

Литература

  1. Tashaev Sh. S., DPsych., Prof., Personal Interest and its role for all the Animate including man. In: «Reproductive health of the family in the view of perinatal psychology», (a collection of papers after international conference), Saint-Petersburg, May 15 — 18, 2013.
  2. Tashaev Sh. S., DPsych., Prof., Персонификация материала бессознательного и игра в перенос, Ученые записки СПбГМУ им. И.П.Павлова. (январский номер, принято к печати)
  3. Tashaev Sh. S., DPsych., Prof., Личный интерес Доклады Академии Наук (отдано в печать).
  4. Jung, C. G., The Archetypes and the Collective Unconscious. (1981 2nd ed. Collected Works Vol.9 Part 1), Princeton, N.J.: Bollingen. ISBN 0-691-01833-2
  5. С. Гроф. За пределами мозга. Москва: Институт трансперсональной психологии, 1985г.
  6. С. Гроф. Психология будущего. Москва: Институт трансперсональной психологии, 2000г.
  7. Агафонов А. Ю. А83 Основы смысловой теории сознания. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 296 с.