Техника обучения участников психотерапевтических групп управлению установками восприятия

Год публикации: 2005

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Перинатальная психология и медицина» (Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины; Санкт-Петербург, издательство «ИПТП», 2004 — 2005 гг.)

НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»

Санкт-Петербург

Психотерапия есть динамический процесс согласования бессознательного с сознанием, самосознанием и надсознанием, при котором достигается гармония в сфере физического, психического, социального и духовного здоровья человека. Психотерапия отличается от других видов лечения тем, что мишенью для нее служат, прежде всего, установки Восприятия человека и структура его личности. Именно поэтому процесс психотерапии можно считать успешным только тогда, когда, помимо устранения патологической симптоматики или конфликтной ситуации, в зависимости от того, с какой именно конкретной проблематикой пришел пациент, произошли еще и позитивные изменения в характере и структуре его личности. То есть после успешно проведенной терапии повторение данной конкретной патологической ситуации в жизни объекта психотерапевтического воздействия в принципе невозможно или крайне затруднено, что практически немыслимо ни при какой другой форме терапии, включая фармакотерапию, физиотерапию и рефлексотерапии. Кроме того, ни одна из форм терапии, за исключением психотерапии, не может определенно ответить на вполне резонный вопрос пациента: «Почему именно Я заболел, когда десятки или даже сотни других людей, находившихся рядом в одинаковых со мною условиях, не заболели?!» Даже касаясь вопроса новообразований в организме конкретного человека, К. Саймонтон и С. Саймонтон приходят к выводу, что основная причина возникновения рака или любого другого заболевания находится в чертах характера и личностных характеристиках пациента [1]. В подавляющем большинстве случаев лечение проявлений (симптомов) заболевания без активного изменения установок Восприятия пациента в процессе выздоровления, практически не вызывает изменений в привычках и чертах характера больного и поэтому происходит не излечение от болезни, а лишь относительно краткосрочная ремиссия, и болезнь, как правило, всегда возвращается на круги своя. С каждой новой неуспешной попыткой оздоровления пациент становится более закомплексо-ванным, используя свою болезнь в качестве защитного, «самооправдательного» инструмента для своего «Я» при адаптации в семье, социуме и оценке своих достижений и значимости. Иными словами, болезнь при отсутствии психотерапевтической составляющей в процессе лечения переходит в очень трудно излечимую хроническую стадию по причине вовлечения ее в систему «адаптивных инструментов» больного.

Таким образом, одним из главных условий излечения от болезни при психосоматических заболеваниях является умение выявлять скрытые (подсознательные) установки своего Восприятия, направленные на поддержание болезни в качестве единственного решения создавшейся на данный момент жизненной ситуации. Далее требуется самостоятельное создание новых установок, открывающих новые пути выхода из возникшей ситуации и направленных на нормализацию физиологических функций организма. Умение управлять своим Восприятием является самым главным признаком (преимуществом) Человека Разумного на пути обретения успешности и высокого уровня качества жизни. То есть при помощи целенаправленных тренингов своего Восприятия решается одна из самых сложных и самых благородных задач человеческой жизни — успешная реализация личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Одной из начальных ступенек на пути овладения своим Восприятием являются освоение антистрессовых упражнений аутогенной тренировки (АТ — релаксация с акцентом на ощущение своего тела) и так называемых формул цели.

Релаксация с акцентом на осознанное ощущение своего тела.

Релаксация становится антистрессорным инструментом благодаря тому, что «темное мышечное чувство» становится осознаваемым и «инвентаризуется», интегрируется в общую картину мира. Одной из основных задач тренировки Восприятия как раз и является обучение переводу безобъяснительного материала (темного чувства например, по выражению И.М. Сеченова) в объектный материал и тем самым — интеграция его в целостную Картину Мира [3]. При превращении темного мышечного чувства в осознаваемое чувство происходит, с одной стороны, освобождение его от «эмоциональной оболочки», то есть наша психика легко справляется со стрессовой ситуацией, с другой — свободная от стресса психика способствует расширению нашего кругозора и открытости новым Знаниям. Следует отметить, что Знание, носителем которого является человек — это не пассивное Знание, а Творящее, интегрирующее «сырой материал» Реальности в человеческую Реальность. При этом и сама Реальность, и человечество в целом, как составная часть реальности, проходят жесткий естественный отбор.

Каким образом темное мышечное чувство перевести в осознаваемое? Существует несколько методических приемов: выбор удобного для релаксации положения тела и затем произнесение определенных установок типа «моя рука теплая и тяжелая» или «мое солнечное сплетение теплое», «лоб приятно прохладен» и т.д.; основанный на контрасте ощущений, как например, предварительное мощное мышечное напряжение с последующей релаксацией и некоторые другие. Мы используем легко доступный способ релаксации через ощущение реального контакта поверхности нашего тела с окружающей реальностью, как, например, касание пола руками, если мы выбрали положение лежа. Сосредотачиваемся на контактной поверхности и, пробуя расслабить мышцы, вызываем ощущение вдавленности в пол. При этом полностью снимаются возражения типа, «а Я не внушаем», часто встречающиеся при освоении АТ другими способами, так как отсутствие тактильной рецепции в условиях физиологической нормы невозможно. Когда необходимо разогревать солнечное сплетение, мы также используем ощущение контакта, но уже с виртуальным солнышком, которое опускаем на поверхность брюшной стенки, чуть выше пупка и ощущаем тепло, проникающее внутрь живота и разогревающее область солнечного сплетения, и так происходит при освоении любого упражнения АТ или «материализации» любых других ощущений. Например, когда необходимо сбросить физическую усталость и почувствовать бодрость, мы вызываем образ белой скачущей лошади с задранным вверх хвостом и ощущаем себя в образе этой лошади, акцентируя внимание на собственном копчике. Это упражнение так и называется — «Хвост трубой». Оно великолепно тонизирует весь организм и хорошо выводит из глубокого аутогенного погружения. Буквально через 3-4 занятия любой участник семинара овладевает искусством осознанных ощущений и может применять их уже на практике. В дальнейшем обучение управления собственным Восприятием происходит с включением техник визуализации. Вначале визуализируется (вспоминается) наше прошлое от момента рождения до настоящего времени, а затем визуализируется наше будущее (мы пробуем нарисовать себе наш образ в разных предстоящих возрастах). Первым этапом на пути к освоению приемов визуализации является освоение формул цели.

Формулы цели

Формулы цели — это образные, эмоционально окрашенные, положительные представления-утверждения, оказывающие влияние на наше Восприятие, а через него на все функции организма. Восприятие, кроме осознанного управления всеми функциями организма способно задействовать в случае необходимости и все его скрытые резервы. При соответствующем развитии Восприятия резервы организма больше не являются «скрытыми», они становятся доступными в любой требуемый момент времени. Наше Восприятие способно также налаживать положительные дружеские взаимоотношения в микросоциуме, доверительные отношения любви и взаимопонимания в семье. Грамотно и тщательно отработанные формулы цели — это ключ к успешному управлению качеством собственной жизни. Методика их усвоения преподается на практических семинарах института.

Формулы цели делятся на 2 подгруппы: идентификационные и деидентификационные. Идентификационные формулы цели осваиваются на первом семинаре и, как правило, начиная с третьего, четвертого занятия все участники группы практически убеждаются в их действенности. Идентификационные формулы цели бывают общими и специальными. Если общие идентификационные формулы цели направлены на коррекцию Восприятия только в отношении самого себя (своего Эго), то специальные идентификационные формулы цели включают в качестве адресатов любых конкретных реальных и виртуальных персонифицированных лиц и предметов (Архетипы, Сущности, персонажи различных религий и шаманических верований и т.п.). Естественно, что специальные формулы цели в этом случае требуют от обучающегося освоения навыков визуализации и виртуального созидания эмоционального настроя.

Деидентификационные формулы цели осваиваются на первом факультативе после твердого освоения идентификационных формул цели. Они, в отличие от идентификационных формул цели, всегда имеют адресатом только наше высшее «Я». В дальнейшем они применяются в творческом сочетании с идентификационными формулами цели при сотворении собственной комфортной реальности с высоким уровнем качества жизни.

Общие идентификационные формулы цели:

  • Аз Есьм!
  • Я совершенно спокоен(а)
  • Отпускаю...
  • Все ко мне очень доброжелательны, я доброжелателен (а) к окружающим
  • Мощь! Отвага! Доброта!
  • Я могу! Могу абсолютно все!
  • Разрешаю себе себя
  • Разрешаю себе быть любимым (ой) [я достоин любви]
  • Разрешаю себе быть любящим (ей) [я достаточно успешен, чтобы позволить себе приятную роскошь любить и заботиться о любимом]
  • Разрешаю себе быть здоровым (ой) [мне не за что себя наказывать]
  • Разрешаю себе быть счастливым (ой)! Успешным (ой)! Свободным(ой)!
  • Выбираю жить!
  • Выбираю жажду жизни! Жажду творчества!

Специальные формулы цели:

  1. Формулы-настрои:
    • на качественный ночной сон и приятное пробуждение:

      «Я совершенно спокоен... Постель приятно теплая, комфортная... Погружаюсь в приятную дрему... С удовольствием засыпаю... Высплюсь, встану свежим и бодрым. Меня ожидает прекрасное утро и удачный день...». Хорошо задавать себе время пробуждения. Когда оно задается, просыпание бывает значительно качественнее.

    • на выполнение необходимой обязательной работы, возможно по каким-то необъяснимым (необъективным) причинам отложенной «в долгий ящик»:

      «Сегодня очень удачный день!», «Я с удовольствием иду на работу». «У меня много сил и желания начать/продолжить/завершить (в зависимости от того, что требуется) эту работу». «Именно сейчас эта работа дается мне легко и приносит удовлетворение». «Я могу! Могу абсолютно все!»

  2. формулы налаживания положительных, дружеских взаимоотношений:
    • доверительных отношений любви и взаимопонимания в семье: «моя жена (мой муж) очень доброжелательна ко мне». Лучше слова муж или жена заменить собственными именами, это же касается и всех остальных членов семьи, с которыми вы хотите наладить теплые дружеские взаимоотношения. Все приведенные ниже формулы цели на примере жены или мужа пригодны для применения по отношению ко всем членам семьи.

      «Жене (мужу) нравится мое присутствие». «Жена (муж) гордится мною и любит меня». «Я очень люблю свою жену (мужа) и горжусь ею». «Мне приятно быть с нею рядом». «Где бы я не находился — с удовольствием и радостью возвращаюсь домой». «Все мои домашние рады мне. Я рад видеть всех своих домашних. Дома всегда присутствует атмосфера тепла и взаимопонимания». Следует заметить, что семья — это не только просто благо, а это еще и большая радостная ответственность, и огромная благодатная работа. Кто думает иначе, как правило, обязательно разочаровывается и лишается прекрасных ощущений любви и счастья. Помимо формул цели, обязательно проявляйте свое расположение и дружбу всеми доступными вам средствами и поощряйте такое же отношение к себе.

    • в микросоциуме:

      «с удовольствием иду на работу»; «Все на работе рады мне и я рад видеть своих коллег»; «я сегодня сделаю ... Работа принесет мне удовлетворение»;

      «Иван Петрович доброжелателен ко мне, я доброжелателен к И.П. Коллеги уважительно и тепло относятся ко мне. Я ценю и уважаю своих коллег».

Работа с чувством вины, сотворение внутреннего мира

При повышенной импринтинговой уязвимости, особенно в пре- и перинатальный периоды, а также в раннем детском возрасте, отрочестве и юности (период адаптации к микро- и макросоциуму) в психику человека внедряются различные эмоционально насыщенные схемы восприятия себя, своей значимости для окружающих и общества в целом. В этот период развития человека, наряду с другими эмоционально значимыми в основном подсознательными социальными установками, в психику человека внедряется и чувство вины. Практически нет ни одного человека, который хотя бы раз не был одолеваем чувством вины. Все мировые религии давно заметили этот факт и не только отмечают изначальное присутствие у человека чувства вины, но и придумали соответствующие методы смягчения этого чувства. Тщательно проанализировав существовавшие до нас способы работы с чувством вины, как в различных религиях, так и в психоанализе и других психологических способах адаптации человека к социуму, мы разработали и апробировали на 2000 испытуемых способ работы с чувством вины.

Около 92% испытуемых дали нам положительные отзывы об эффективности нашего способа в установлении внутреннего мира и спокойствия и, соответственно, налаживания внутрисемейных и социальных взаимоотношений, а также смягчения, вплоть до полного устранения конфликтных ситуаций из жизни испытуемых и раскрытия потенциальных творческих возможностей. При этом отзывы испытуемых в письменной или устной форме были получены вне зависимости от их религиозной принадлежности или атеистического мировоззрения пациентов.

Способ представляет собой медитативную технику, основная суть которой заключается в акцентировании внимания медитирующего на признании своей личной причастности ко всему происходящему с ним, в том числе, даже «случайным событиям». Данная медитация проводится в укромном уединенном месте с зажженной желательно ароматической свечкой (концентрации внимания на пламени свечи происходит значительно легче). Медитирующий садится напротив зажженной свечи и произносит про себя (можно и вслух) ниже приведенный текст:

  • Искренне, перед лицом Твоим, из глубины души своей, прошу прощения у всех малознакомых и незнакомых мне людей, которым я неосознанно или осознанно нанес какой-либо урон или обиду. Прошу простить меня и отпустить вину мою. (Иногда, даже наш «слишком сытый вид» может вызывать у окружающих чувство негодования существующей «несправедливостью», не говоря уже о том, что очень часто в спешке, суете, мы просто не замечаем, как «нечаянно» обижаем окружающих, например в общественном транспорте или магазинах и других общественных местах. А эмоциональное восприятие нас окружающими является установочным фоном нашего собственного Восприятия).
  • Искренне, с легким сердцем, перед лицом Твоим, сам прощаю и отпускаю всех малознакомых и незнакомых мне людей, которые неосознанно или осознанно нанесли мне какой-либо урон или обиду.
  • Искренне, перед лицом Твоим, из глубины души своей, прошу прощения у всех близких моих, которым я неосознанно или осознанно нанес какой-либо урон или обиду. Прошу простить меня и отпустить вину мою. (Здесь лучше просить прощения у всех близких своих по отдельности и поименно, так как сильнее всего мы раним и обижаем своих близких людей. Если мы хотим просить прощения у уже умершего человека, то мы добавляем при об-ращении к нему фразу «где бы ты не находился»).
  • Искренне, с легким сердцем перед лицом Твоим сам прощаю и отпускаю всех близких своих, которые неосознанно или осознанно нанесли мне какой-либо урон или обиду. Прошу за близких своих перед лицом Твоим. (Здесь также требуется поименное обращение к близким и вышеприведенное добавление при обращении к уже умершим).
  • Искренне, перед лицом Твоим, из глубины души своей, прошу прощения у всех врагов моих, которым я неосознанно или осознанно нанес какой-либо урон или обиду. Прошу простить меня и отпустить вину мою. Не хочу больше испытывать страха, злобы и чувства вражды и очищаю сердце свое от жажды мести.
  • Искренне, с легким сердцем, перед лицом Твоим, сам прощаю и отпускаю всех врагов моих, которые мне неосознанно или осознанно нанесли какой-либо урон или обиду. Прошу за врагов своих перед лицом Твоим. (Здесь также требуется вышеприведенное добавление при обращении к уже умершим).
Работа с болью

Боль является сигналом о нарушении внутреннего гомеостаза органов и тканей. Она возникает, когда тканевые гормоны лейкотриены, накапливающиеся в тканях при воспалительных процессах, активируют рецепторы боли и по тонким нервным волокнам группы «С» сигнал достигает центральной нервной системы. Болевые рецепторы присутствуют практически во всех тканях и органах, за исключение нервной и костной ткани, а также паренхимы печени и почек. Больше всего болевые рецепторы представлены в эпителиальных тканях (в том числе и во внутренних оболочках и слизистых), отграничивающих наши органы и ткани от окружающей среды. Таким образом, боль в целостном организме как бы выполняет предупреждающую защитную функцию. Однако избыточность сигнала боли может дестабилизировать работу всего организма и привести даже к смерти, спровоцировав болевой шок. Кроме того, следует учитывать, что в момент боли сознание сужается, а импринтинговая уязвимость повышается. В данных обстоятельствах мы становимся беззащитными перед внедрением в наше бессознательное любых неконтролируемых нами так называемых якорей. Соответственно, следует научиться снятию болевого синдрома за счет управления своим Восприятием.

Фармакологически боль устраняется несколькими способами:

  • устранение воспалительного процесса при помощи анальгетиков или снижением температуры поврежденного участка тела;
  • блокадой проводящих путей «болевых» нервных волокон;
  • блокадой формирования ощущения боли в центральной нервной системе при помощи наркотических веществ и психоделиков.

Существуют также и психологические приемы снятия боли, которым мы обучаем на наших практических семинарах. Наиболее простым и в тоже время достаточно эффективным способом, который мы всегда с полным успехом демонстрируем своим слушателям, является волевая концентрация внимания на болевом участке при помощи переработки простых болевых ощущений в спонтанные смысловые ощущения-образы (опять-таки управление Восприятием!). Способ осуществляется следующим образом:

Пациент садится (на пол в позу Дуин или просто на стул) и концентрирует свое внимание в области болевых ощущений, добиваясь строгой локализации ощущения боли при помощи наводящих вопросов (вопросы могут задаваться, как непосредственно самим пациентом, так и его ассистентом). Перед началом концентрации на области боли пациент или ассистент произносит фразу, способствующую некоторому снятию психологического возбуждения, за счет ожидания немедленного результата: «Боль пройдет или просто ослабнет, не имеет значения, главное я знаю, что с ней можно справиться». Затем следует вопрос: «Где конкретно болит?» Пациент пробует словесно сформулировать локализацию болевого участка, например, «болит в области правого виска». Ассистент просит уточнить: «Где конкретно в области виска — ближе к ушной раковине или ко лбу, ближе к темени или к скуловой кости?» и т. д. Пациент, отвечая на вопросы, все больше концентрируется на области боли и уже готов к тому, чтобы простые структурно неоформленные ощущения боли превратить в своем восприятии в определенные ощущения-образы. По данной готовности следует другой вопрос: «На что похожа боль? Что она напоминает? Какую геометрическую фигуру или какой-либо материальный предмет?». Можно иногда дать и стимул-подсказку (цилиндр, круг, шуруп и вообще все что угодно), чтобы активизировать у пациента ассоциативную память. Далее начинается еще один этап, способствующий дальнейшему формированию ощущения образа. Он заключается в том, что задаются вопросы, уточняющие размеры возникшего образа, размеры всех его деталей и даже его координаты в пространстве. Например, сколько миллиметров составляет диаметр основания конуса (предположим, что ощущение-образ сформировался в виде усеченного конуса), высота конуса, диаметр меньшего круга, как ориентирован конус к горизонту и т.д. Боль во время проводимого опроса может ослабнуть, поменять свою локализацию, форму (вид) ощущения-образа или прекратиться совсем, о чем надо периодически справляться у пациента. Если боль прекратилась, то процесс ликвидации боли естественно завершен, если же боль, хотя и ослабла, но не прекратилась, следует попросить пациента закрыть глаза и описать словесно все, что возникло перед мысленным взором, то есть искусственно стимулировать процесс катарсиса. При неудачной попытке данного процесса, следует начать все сначала. В конце концов, успех будет обеспечен. Предположительный механизм действия предложенного способа снятия боли заключается в разрушении доминанты боли и создании исследовательской доминанты, способной стимулировать катарсические процессы.

Другой способ снятия боли заимствован из аутогенной тренировки, где предлагается, войдя в аутогенное состояние, провести внушение себе отсутствия боли, например, за счет того, что участок тела, где присутствует боль, не твой, или, что данный участок каменный или ледяной и т.д. Аналогичен и способ снятия боли в состоянии погружения в аутогипноз. Однако следует предупредить, что бездумное снятие любых болей может привести к непоправимым тяжелым последствиям для вашего организма. Особенно в случае снятия сердечных болей и болей, возникающих во внутренних органах. В таких случаях, сняв боль, обязательно следует обратиться к доктору соответствующей специализации.

Холотропная терапия

Хорошим завершающим штрихом интенсивной работы на семинаре по обретению навыков управления Восприятием является холотропная терапия С. Грофа. Руководств по этому методу достаточно много, они легко доступны и поэтому мы опустим подробную технику практического осуществления данного метода. Однако некоторые важные моменты и наши некоторые отличия от общепринятой методики опишем.

Первым очень важным моментом является настрой на работу. Он должен быть светлым и радостным (открылась счастливая возможность поработать на себя). Далее — участнику холотропной сессии не рекомендуется ожидать каких-либо определенных, конкретных результатов (по выражению С. Грофа, внутри нас сидит сканирующее устройство типа радара, которое и выдает то, что в настоящий момент требуется конкретно нам). Ситор охраняет покой холонавта, при необходимости помогает ему (ни в коем случае не навязывается сам, а помогает, если просит об этом холонавт или возникает экстренная необходимость). В конце ситор отрабатывает свой родительский комплекс, в основном говоря комплементы и делая, при необходимости, массаж. По окончании сессии проводят обязательно опрос и арт-терапию. На этом первый цикл занятий по овладению навыками управления собственным восприятием (он имеет кодовое название «Доминанта») завершается. В начале занятий и по окончании цикла обязательно проводится тестирование на уровень тревожности по Спилбергу-Ханину, на самоотношение и семантический дифференциал. Также проводится медосмотр. Результаты докладываются на последнем дне занятий. В целом занятия завершаются подведением итогов по результатам достижений каждого участника семинара-тренинга и общей обзорной лекцией ведущего семинаров по следующей ступеньке овладения навыками управления собственным восприятием. Следующая ступенька носит название «Полет орла».

Контактные телефон/факс: (812) 700-31-03.

Сайт www.iptp.ru, e-mail: stashaev@ya.ru

Литература
  1. Саймонтон К. Саймонтон С. Психотерапия рака. — СПб.: Изд-во «ПИТЕР», 2001. — 286 с.
  2. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. Минск: Изд-во «ПОПУРРИ», 2000. — 192 с.
  3. Ташаев Ш. С. Восприятие пациента, как основная мишень психотерапевтической работы.//V Всероссийский Конгресс по перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии с международным участием. — Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.
  4. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. — 497 с.