English

Последствия перинатальных и ранних постнатальных травм во взрослой жизни человека

Год публикации: 2015

Автор: Шамиль Ташаев

PTPPPA 2015 — 1й Международный Конгресс Психической Травмы: Пренатальный, Перинатальный и Постнатальный Аспекты

15 — 16 мая 2015, Белград, Сербия

Понятие травмы (греч. τραῦμα) — это повреждение живой ткани с нарушением ее защитного механизма. Повреждение возникает в результате насилия над субъектом. Травма бывает и физическая, и психическая. И та и другая могут совмещать в себе признаки нарушения физического естества, функционального взаимодействия органов и нарушения адекватного состояния психики. Физическое лечение травмы устраняет нарушение целостности физического естества, восстанавливает функции поврежденных органов и даже адекватность состояния психики пострадавшего от травмы. Однако последствия травмы еще очень долго продолжают влиять на качество жизни человека ввиду того, что травма воздействует не только на сознание, но косвенно и на его бессознательное восприятие. Она способна вызывать структурную диссоциацию личности[1], когда диссоциированная личность без помощи психотерапевта не способна интегрироваться обратно в общую систему личности. Основная функция диссоциированных личностей, наряду с центральной личностью — это адаптация личности к социуму и внутренней коммуникации психики.

Последействия травмы обусловлены существованием памяти и возможностью ее обособления от центральной личности. Особенно эта возможность обособления памяти заметна при исследовании содержания памяти человека, подвергшегося актам насилия. В это время у человека в ответ на травму может образоваться сразу несколько структурно диссоциированных личностей. Например, во время сексуального насилия, совмещенного с реальной угрозой для жизни человека, у него может возникнуть сразу несколько структурных диссоциированных личностей с различающимся типом поведения. Один из типов это, когда человек из-за страха за собственную жизнь полностью подчиняется воле насильника и не оказывает никакого сопротивления. Если объект насилия девушка и при этом она получает сексуальное удовлетворение, то проявления этого типа сопровождается очень сильным чувством вины, нередко заканчивающимся суицидом. Другой тип поведения это отчаянное сопротивление, неадекватное степени воздействия (насилия). Третий тип поведения неукротимое бессознательное желание мстить всем лицам мужского пола, особенно близким людям, например мужу. В нашей практике имеется случай, когда у женщины (М.), подвергавшейся физическому насилию в виде нанесения травм, начиная еще с материнской утробы, по непонятным для нее причинам не складывалась личная жизнь. Отец М. часто ссорился с мамой, вплоть до рукоприкладства и однажды, когда она находилась еще в утробе мамы в возрасте четырех месяцев, отец в сердцах швырнул в сторону мамы тяжелую связку ключей и попал маме прямо в область пупка. Во время возрастной регрессии М. увидела и прочувствовала, что удар связкой ключей пришелся ей прямо в лицо. Физическое насилие и психологическое давление на М. оказывалось еще очень долго и в постнатальном периоде жизни, вплоть до совершеннолетия. На одном из сеансов возрастной регрессии М. заявила: «Меня всю мою жизнь преследовала месть». На вопрос ведущего: «Тебе мстили или ты мстила?» М. ответила, что она мстила и первому мужу и второму (на данный момент четыре неудачных брака).

Еще один случай насилия беременной женщины на третьем месяце беременности. Ее насиловал собственный муж, находившийся в нетрезвом состоянии. Насилие происходило еще до времени созревания центральной нервной системы пренейта, назовем его А. Во взрослом состоянии, спустя 28 лет. во время сессии возрастной регрессии А. четко воспроизвел все события того периода, вдобавок открылась еще одна картинка, что перед ним был еще его брат, который умер в утробе так и не родившись. Следует отметить, что сессии возрастной регрессии проводятся нами с испытуемыми находящимися в полном бодрствующем состоянии с сохраненным критическим восприятием[2][3]. Затем, при любой возможности, факты, воспроизведенные на сессии, проверяются опросом свидетелей (в данном случае родители) или анализируются на предмет причинной связи с наличествующей патологией, проявившейся в постнатальный период. Во взрослом состоянии А. беспокоили сильные боли в спине, не купируемые никакими лечебными процедурами. Отпустили они его лишь после проработки перинатальной ситуации с изнасилованием на сессии возрастной регрессии. Кроме того, ситуация с изнасилованием мамы послужила причиной осложнения родового процесса за счет сильного сопротивления пренейта. Он не хотел появляться на свет и сопротивлялся этому всеми доступными ему способами.

Другая наша испытуемая Е. во время возрастной регрессии детально описала способ Кристеллера, о котором не имела до этого никакого понятия. Во время применения врачами этого способа, она ощутила сильное давление на область поясничного отдела позвоночника. Во взрослом состоянии у нее был обнаружен спондилез остистых отростков нижнегрудных и поясничных позвонков.

Встречаются и воспоминания, которые можно охарактеризовать как психологическую травму. Реакция на текущую ситуацию, например:"Тельце мое немощное, бессильное, плечики обвисли, мама очень устала, и эта усталость передалась моему тельцу" Бывают и такие воспоминания, как: «Головка запрокинулась назад, тельце судорожно вытянулось столбиком и это состояние держится достаточно долго (момент сильной ссоры родителей без рукоприкладства)». Встречаются также воспоминания типа:"Я очень сильно кричу внутри«; «Я плачу от бессилия»; «У меня слезы радости, наверное», «У меня жуткий страх. У меня все сжалось... Я лицом к животику смотрю на папу и чувствую, что у меня нет никакой защиты. Даже мама не может меня защитить»; «Я развернулась в утробе лицом к спине, мне хочется согреться, света там гораздо меньше. Возникают предпосылки к засыпанию»; «Я плечиком прислонилась к маминому животику, а лицом к ее боку нахожусь. Мне очень страшно»; «Я головкой вверх, ощущение, вжатия вниз, меня хотят вытолкнуть» (спровоцировано мыслями родителей о том, оставлять или не оставлять ребенка).

А вот другой сюжет, когда маме на приеме врача говорят, что у нее может быть выкидыш: «Странное ощущение... мама курит. Вообще, насколько я знаю, она не курящая... она курит. Какие-то переживания из-за отца... она его ждет (у Е. во время проживания данного периода внутриутробной жизни сильный приступ кашля...) ...вечером с работы ждет... Я никогда ее не видела курящей... Мне не столько курение мешает, сколько ее ярко выраженное волнение... Связи с отцом нет, и дома он не ночевал...мне 4 недели...Я лицом к спинке...Мне 9 недель...мама вино пьет.. очень трудно объяснить физический дискомфорт, такое ощущение, как будто бы к голове прилепили корку хлеба и там, где желудок (я не знаю, есть ли у меня уже желудок), там некомфортно... бурление и тяжесть. Я не знаю, с этим ли связано мое ощущение ярко выраженного тепла в ногах... а под ними проход и меня как будто бы кто-то тянет за ноги в этот проход... Ух! Прямо... можно слететь, но чувства опасности нет».

Все перечисленные выше случаи, которые можно охарактеризовать, как психологические травмы, как правило, имели негативные последствия во взрослой жизни и при определенной проработке совместно с психологом или психотерапевтом пренатальных моментов негативные последствия купировались или ослаблялись и с ними можно было работать уже другими традиционными терапевтическими способами.

Возникает вопрос: Что такое проработка и как можно прорабатывать прошлые события, которые иногда могут происходить еще в перинатальный период развития человека до формирования у него полностью созревшего головного мозга. По современной научной парадигме полноценная психика человека не возможна без нормально функционирующей целостной нервной системы и ее атрибута высшей нервной деятельности (ВНД). Невозможно и наличие (хранение, извлечение, воспроизведение) динамической памяти при рассмотрении ее в качестве какой-то застывшей, закодированной записи в одном из элементов ЦНС. Практика психоанализа (расшифровка сновидений, выявление пост- и перинатальных импринтов), данные трансперсональной психологии[4][5] и возрастной регрессии[6][7], особенно по раскрытию памяти перинатального периода, полностью противоречат существующей в настоящий момент парадигме. Чтобы согласовать полученные факты в области трансперсональной и перинатальной психологии с представлением об обязательной необходимости ЦНС и ВНД для работы памяти, видимо, следует сделать некоторое допущение. ЦНС и ВНД в большей степени необходимы для взаимодействия с памятью (извлечение и воспроизведение — разворачивание во времени реальных и виртуальных[8] «сюжетов» памяти), чем для ее хранения, то есть необходимы для обратной связи сюжетов памяти с сознанием человека, когда ЦНС и ВНД уже сформировались и созрели.

В настоящий момент известны следующие виды памяти: эксплицитная, имплицитная, образная, слуховая, музыкальная, ассоциативная, память на пре- и постнатальные сюжеты, находящиеся в компетенции сознания, предсознательной, бессознательной и коллективной бессознательной частей психики. Есть и другие классификации памяти. Однако, для того, чтобы сделать следующее важное предположение, достаточно и обозначенной выше классификации. Красной нитью через все перечисленные виды памяти проходит идея их динамичности. Иными словами, активация памяти требует определенного стимула, а ее развертывание во времени в дальнейшем относительно независимо от вызвавшего ее стимула и, наоборот, приобретает «власть» над стимулом[8]. Возможно, это и есть механизм возникновения невроза и невроз подобного состояния. То есть, память можно рассматривать в качестве некоего процесса взаимодействия носителя информации (информация без носителя не существует) с пространством-временем. В этом случае «хранилищем» пренатальной памяти, например, может быть не только, а возможно и не столько полностью сформированный головной мозг пренейта, сколько определенные специфические информационные морфофункциональные поля наподобие полей постулированных Рупертом Шелдрейком[9]. В качестве некоей полевой структуры можно вообразить и виртуальную реальность, постулируемую в работах проф. Н.Носова и к.м.н. Ю. Яценко[8][10]. Теория данных полей пока четко не сформулирована. Мы предполагаем, что морфофункциональные поля и виртуальная реальность, полимодальные по своему характеру не привязаны к какому-то конкретному времени, Они взаимодействуют с приходящими стимулами и могут реагировать на них разворачиванием специфической информации в зависимости от свойств самого стимула в виртуальном, образно-фантазийном пространстве и здесь происходит их приязка ко времени и месту. Возможно, фантастические сюжеты сновидений образуются сходным образом, но характер стимула вызвавшего их к жизни является персоной нон грата для сознательного восприятия, в связи с чем, данным образно-фантазийным сюжетам сложно найти «своего» носителя информации в «материальном» мире и они быстро забываются. То есть, когда речь касается разворачивания во времени любого из образных сюжетов «памяти» в ответ на стимул, значение имеет отношение к стимулу нашего сознательного и бессознательного восприятий, нашей критики, осуществляющих привязку ко времени и месту действия, то есть находя носитель в реальном материальном мире. Зарождается стимул каждый раз, скорее всего или в центральной личности или в одной из ее диссоциаций и, соответственно стимулы могут отличаться друг от друга.

Образование в психике человека импринта, структурной патологической диссоциативной личности дает гипотетическую возможность внеличностным стимулам, например из виртуальной реальности или реальности морфофункциональных полей, вмешиваться в работу ВНД человека и становиться причиной невроза и невроз подобных состояний благодаря тому, что для нее отсутствует сопротивление перехода информации из виртуальной реальности в реальную, так как привязка по времени в виртуальной реальности и морфофункциональных полях отсутствуют. Генерируемые ими стимулы вызывают к жизни виртуальные негативные сюжеты[10], способные травмировать психику и через нее сому. С таким механизмом возникновения психосоматической патологии взрослого человека на своих сессиях возрастной регрессии мы сталкивались множество раз. Например, одна из наших испытуемых Е. (женщина 26 лет с большим чувством вины) обратилась к нам по поводу одолевшей ее депрессии. Депрессия по ее мнению вызвана беременностью от женатого мужчины. Делать аборт она боится и не хочет, тем более, что молодого человека она искренне любит. Перечисленные обстоятельства довели ее состояние до навязчивых мыслей о суициде и глубокой депрессии. Во время сессии возрастной регрессии перед нею возникла картина Ада, более характерная для мусульманской религии, хотя она по вероисповеданию являлась христианкой. На вопрос, зачем ей это показывают, виртуальный голос отвечал, что показывают, чтобы она знала! После трехкратно проведенной сессии возрастной регрессии депрессия была купирована, мысли о суициде Е. больше не посещали. В настоящий момент это счастливая в браке с любимым мужем мама двоих прекрасных здоровых детей.

Благоприятным свойством для процесса психотерапии при нашем новом теоретическом и практическом подходе к работе с пациентом является возможность создания у него любого нового образно-фантазийного сюжета, при помощи которого можно купировать любой болезненный стимул, исходящий из ЦНС или виртуально-полевой реальности. Суть нашего подхода заключается в том, что мы стимулируем у пациента находящегося в полном бодрствующем состоянии с сохраненной критикой образное воображение. Образное воображение начинается с нейтральных не травмирующих психику образов, затем восприятие пациента, чаще в игровой форме, постепенно переориентируется на образы его «личной» виртуальной реальности. С вышины наличного на данный момент жизненного опыта пациенту, находящемуся в бодрствующем состоянии, легко перейти к осознанному диалогу с травмирующей ситуацией и купировать ее с помощью подсказок и определенных приемов психотерапевта. То есть, любой негативный образно-фантазийный сюжет при ведении диалога с ним, может быть полностью переформатирован с превращением негативного момента в позитивный. Мы в своей работе очень часто это используем, если у нашего пациента сидит импринт мешающий во взрослом состоянии нормально жить и вызван этот импринт какой-либо серьезной ссорой родителей или наказанием нашего клиента в раннем постнатальном периоде его развития. Например, у нашего клиента А. постоянно возникали препятствия на пути осуществления каких-либо личных или рабочих планов. Во время возрастной регрессии у А. появился сюжет жестокого наказания его отцом по пустяковому поводу. Мы провели работу с чувством вины и простили отца. Вернулись немного назад по времени и «отменили» наказание. Результаты превзошли все ожидания. А., долго не решавшийся жениться, сейчас счастливо женат, работа у него идет как нельзя лучше. Неожиданно для нас обоих он даже попал в сюжет «будущего», где его принимали на работу в очень престижную контору. То есть, произошла легализация метода прогнозирования будущего при помощи нашей методологии возрастной регрессии в осознанном состоянии. Иными словами, метод намного расширяет границы доступности работы с различного рода психосоматикой и психологией отношений.

Работая подобным образом, мы на сотнях наших пациентов показали высокую продуктивность нашего подхода для лечения неврозов и невроз подобных состояний. Кроме того, выяснилось, что возникающие внезапно иногда по ходу психотерапевтической работы, сюжеты коллективного бессознательного, как в приведенном выше примере с Е. обладают при работе с ними высоким целительным потенциалом. Например, наша клиентка Г. В возрасте 35 лет была тяжело больна, как говорится на грани жизни и смерти. Она, как искренне верующая, обратилась в молитве к Богу с просьбой дать ей возможность вырастить своих детей до самостоятельного возраста. Поправилась, дети выросли и стали самостоятельными и успешными. Беда пришла неожиданно, диагностирована патология внутренней сонной артерии, требующая обязательного хирургического вмешательства. Операция прошла успешно, но психологическое состояние было крайне тяжелым. «Бог выполнил обещание» и пора уходить из жизни. Повторная проработка сюжета обращения к Богу восстановила нормальное психологическое состояние Г. И она в настоящее время с заботой и любовью нянчит своих внуков. После этих случаев мы стали сами провоцировать при необходимости появление образно-фантазийных сюжетов коллективного бессознательного и результат превзошел все наши ожидания. Приведу всего лишь один пример с пациентом из палаты интенсивной терапии Ж., который неукротимо стремился свести счеты с жизнью. Он постоянно выдергивал у себя любые катетеры и отключал аппараты интенсивной терапии. Попал он в больницу в связи с участием в ДТП. При обгоне впереди ехавшего транспорта, он выехал на встречную полосу движения и, в результате столкновении со встречной машиной, погибла его беременная невеста. Он сам с травмами средней тяжести оказался в палате интенсивной терапии. Во время работы с Ж. мы вызвали образ коллективного бессознательного в виде пространства, где обитают умершие. У него состоялась встреча-диалог со своей невестой, которая попросила его помогать ее одинокой матери, что осталась одна одинешенька. С этого момента Ж. быстро пошел на поправку и суицидальные мысли его уже не посещали.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного и приведенных ссылок на научную литературу, можно сформулировать новую гипотезу. Первичная память — реальность, воспринимаемая нашими анатомическими органами чувств, виртуальная реальность, морфофункциональные поля и, возможно, еще не исследованные «безличные» реальности, включающие в себя материал сознательного опыта, бессознательного опыта и опыта коллективного бессознательного, которая существовала всегда и продолжает существовать в настоящее время в виде образно-фантазийных «сюжетов-пазлов». Любые образно-фантазийные сюжеты могут быть развернуты во времени в виде определенного процесса и восприняты сознанием человека полностью сформированной ЦНС при нормально функционирующей ВНД. Для воспроизведения образно-фантазийных сюжетов (адекватного соединения сюжетов-пазлов) требуется адекватный стимул из какой-либо диссоциированной личности, входящей в общую систему главной личности или обособленной от нее. В свою очередь любые образно-фантазийные сюжеты могут генерировать стимулы способные вызывать патологическую личностную диссоциацию общей системы личности, вызывая у человека невроз или невроз подобное состояние. Любые образно-фантазийные сюжеты лабильны и поддаются переформатированию. Благодаря возможности взаимодействия с образно-фантазийными сюжетами в состоянии бодрствования, пациент приобретает возможность воздействовать на любой нежелательный импринт или привести патологически диссоциированную личность к интеграции в общую систему личности. На основании фактического материала наших исследований по возрастной регрессии в осознанном состоянии на более чем 600 испытуемых и анализа научной литературы можно сделать следующие

Выводы:

  1. Создан новый эффективный психотерапевтический метод регрессионной терапии, проводимый с клиентом, находящимся в бодрствующем состоянии с наличием критической оценки окружающей реальности.
  2. Сформулировано новое дополнение к понятию память, значительно облегчающее работу психотерапевта и раскрывающее механизм купирования неврозов и невроз подобных состояний методом регрессионной терапии.
  3. Раздвинуты границы работы с негативными импринтами с целью их эффективного купирования, вплоть до использования пространств виртуальной реальности, морфофункциональных полей, реальности коллективного бессознательного.
  4. Положено начало для включения в предмет научного исследования фактов, традиционно бывших до этого для науки «табу»: исследование вневременных образно-фантазийных «вневременных» пространств коллективного бессознательного и религиозных представлений.
  5. Сформулирована новая гипотеза об образно-фантазийных сюжетах-пазлах памяти и возможной целенаправленной работе с ними во многих направлениях психотерапии.

Библиография

  1. Van der Hart O., Ellert R.S. Nijenhuis, Kathy Steele, The Haunted Self. Structural Dissociation and the Treatment of Chronic Traumatizaation, 2006
  2. Ташаев Ш. С., Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов, 2008
  3. Ташаев Ш. С., Перинатальная память и импринтинг. Int. Journal of ISPPM, 2011
  4. Гроф С., За пределами мозга, 1985.
  5. Автономова H. С., Новая философская энциклопедия. В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  6. Чемберлен Д, Разумный мозг вашего ребенка, 1998.
  7. Tashaev Sh. S., «Study of the unconscious, pre- and postnatal individual perception by means of the age regression model». Int. Journal of ISPPM, 2007.
  8. Носов Н., Виртуальная психология, 2000.
  9. Sheldrake, R., A New Science of Life. The Hypothesis of Formative Causation, 2005.
  10. Яценко Ю. Т. Физиолого-биохимические и психопатологические компоненты алкогольного синдрома отмены при различных методах лечения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.м.н.: Спец. 03.00.13: Спец. 14.00.45 / [Сев. гос. мед. ун-т, Ин-т повышения квалификации Федер. упр. мед.-биол. и экстрем. пробл. при Минздраве РФ]. — Архангельск: Б.И.: 2001.