Изменение отношения к себе и уровня ситуативной и личностной тревожности после прохождения групповых тренингов по системе Ташаева

Год публикации: 2005

Автор: Мария Березкина

Опубликовано в:

«Перинатальная психология и медицина» (Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины; Санкт-Петербург, издательство «ИПТП», 2004 — 2005 гг.)

НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»

Санкт-Петербург

Качество жизни человека по большому счету зависит в основном от успешности реализации его «Я» во всех сферах жизнедеятельности (реальность физического тела, материально-экономическая, социальная и духовная реальности[1]). Именно развернутая реализация по всем указанным направлениям и делает человека осознанным, т.е. творцом собственной жизни. Осознанность пока не имеет каких-либо прямых количественных психологических критериев. Однако о степени осознанности человека можно косвенно судить по его отношению к себе и окружающим, к труду и плодам своего труда, наличию или отсутствию ответственности за качество своей жизни и по некоторым другим проявлениям его Восприятия. Все перечисленное выше, в свою очередь, во многом зависит от степени невротизации личности. Лучше всего невротизация ослабляется при проведении групповой психотерапии. Групповые тренинги в НИИ Психотерапии и Клинической Психологии по системе Ташаева предусматривают еще и индивидуальную работу с каждым членом группы на основе диалога с психотерапевтом посредством дневника самонаблюдения участника группы.

Цель настоящего исследования заключалась в количественной и качественной оценке изменений, произошедших с участниками групп психотерапии после окончания психотерапевтического семинара под условным названием «Доминанта».

Материал и методы исследования

Общее количество обследованных лиц психотерапевтических групп составило 104 человека в возрасте от 17 до 72 лет. Контрольная группа составила 13 человек. Было 2 контрольные группы. Одна из них обследовалась первично и, по прошествии 10 дней после первого обследования, вторично (8 человек), и в психотерапевтических семинарах не участвовала, другая — проходила обследование по той же схеме, но после второго обследования приняла участие в психотерапевтических семинарах и прошла обследование третий раз по окончанию семинара (5 человек). Рабочая группа состояла из 91 человека и обследовалась только дважды — до начала семинара и по его окончанию. Количественные изменения оценивались по тесту Спилберга-Ханина на ситуативную и личностную тревожность и по тесту на самоотношение Столкина. Качественные изменения оценивались по записям в дневниках самонаблюдения и устным высказываниям участников группы на обсуждениях пройденного материала тренингов и в беседе с психологом.

По результатам обследования можно заключить, что:

  1. Показатели ситуативной и личностной тревожности в баллах уменьшались с высоких и средних до низких и средних соответственно (р < 0,05);
  2. Количественные изменения по показателем теста на самоотношение (внутренняя конфликтность, самообвинение) уменьшались до средних величин (р < 0,05), а таким показателям, как саморуководство и самоуверенность достоверно увеличивались, также только по прохождению психотерапевтической сессии.
  3. Качественные изменения касались отношений в семье, на работе, самочувствия и некоторых других показателей. Все они имели положительную динамику. Что подтверждалось желанием стать участниками дальнейших дополнительных психотерапевтических сессий.

Таким образом, по нашим данным, психотренинги по системе Ташаева достаточно эффективны и способствуют существенному повышению качества жизни.

Литература

1. Ташаев Ш.С. Восприятие пациента, как основная мишень психотерапевтической работы. // V Всероссийский Конгресс по перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии с международным участием. — Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.