Анализ причин катастрофического состояния демографической ситуации в России

Год публикации: 2008

Автор: Татьяна Малышева

Опубликовано в:

«Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008

ISBN 978-5-93682-478-4

Татьяна Малышева

Врач акушер-гинеколог, НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и Клинической Психологии (Санкт-Петербург)

Численность постоянного населения России сократилась за первый квартал 2007 года на 118 тыс. человек. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на доклад Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Число браков возросло от 7,1 тыс.— до 195,9 тыс., а число разводов — от 20,7 тыс. — до 167,2 тыс. (на 1000 браков — 853 развода).

Каждый год в России появляется около 100 тысяч детей-сирот. Пятая часть из них — отказники. В среднем до 80% «подкидышей» — дети, рожденные вне брака. С 45 до 70% возросло число «отказников», которые являются не первыми детьми в семье (!). Чтобы мать, сознательно вынашивающая второго, третьего ребенка отказалась от него сразу после родов, должны быть какие-то нечеловеческие условия ее существования.

Более 6.000.000 несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. Глава МВД РФ Рашид Нургалиев считает, что Россия в настоящее время переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн. («Интерфакс», данные 2005 г.). Более половины несовершеннолетних подростков находятся в местном или федеральном розыске. Это дети, вынужденные сбежать из дома.

Средний возраст начала употребления наркотиков в нашей стране снизился с 17 до 11 лет. Численность подростков, употребляющих наркотические средства, достигает 4.000.000 человек. Уровень заболеваемости наркоманией среди молодежи в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Число случаев смертности от употребления наркотиков в сравнении с восьмидесятыми годами в целом увеличилось в 12 раз, а среди несовершеннолетних — выросло в 42 раза (!). В 2004 году было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними. К этим данным необходимо добавить еще 60-70 тысяч преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Все это результат разрушения нравственных основ общества.

Если посмотреть в словарь В.И. Даля: «Нрав — одна половина, или одно из двух основных свойств Духа человека: Ум и Нрав слитно образуют Дух... Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина — этот человек НРАВСТВЕННЫЙ...». То есть, в нашем обществе нарастает БЕЗДУХОВНОСТЬ. Она сопровождает человека от момента его зачатия и до самой смерти. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в учебник для студентов медицинских институтов: В.И.. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. «Акушерство». В заглавии 3 главы читаем: «Плод как ОБЪЕКТ родов», а в тексте: «Беременность в среднем продолжается 280 дней... В течение этого времени из оплодотворенной яйцеклетки развивается зрелый плод, способный к внеутробному существованию», «Во взаимосвязи между матерью н плодом участвуют биохимические, иммунные, эндокринные, нервные и другие МЕХАНИЗМЬІ». И ни одного слова о психике (Душе), о том, что плод с самого начала своего существования уже ЧЕЛОВЕК со своей ПСИХИКОЙ.

Из содержания учебника «Акушерство» косвенно следует, что плод в утробе матери — это неодушевлённый предмет, а человек вообще — это машина, состоящая из разных механизмов. Противоположное мнение у А.Г. Сыромятникова «Введение в операционную систему „исчисление имён“, („Петрополис“», СПб, 2004г.). В этой работе автор, на основании исследований связи звучания и значения слов, с помощью математического анализа, установил звукосмысловое соответствие по 10.000 существительных русского языка, и построил аппарат «исчисления имён» для определения «категориальной структуры», т.е. определения изначального значения слов. С помощью данной методики мы получаем значение слова «БЕРЕМЕННОСТЬ» — это «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»!

Без учета этого «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» строится работа, как женских консультаций, так и родильных домов, со всеми вытекающими отсюда проблемами.

Я ни в коем случае не хочу обвинить медицину в злом умысле. Просто развитие современной науки шло довольно медленно. В течение последних трёх столетий в западной науке господствовала нъютоно-картезианская парадигма — мировоззрение, основанное на трудах Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта, где ФИЗИКА завоевала себе ведущую роль среди прочих дисциплин. Механистическая модель Вселенной была узаконена и в таких областях науки, как биология и медицина. На протяжении 20-го века физика претерпела радикальные изменения и преодолела механистическую точку зрения на мир. Медицине же пока не удалось приспособиться к этим бысгрьгм переменам. В связи с тем, что у плодов и новорожденных клетки мозга не миелинизированы в полной мере как у взрослых, было сделано заключение, что они не способны к восприятию — не могут ни чувствовать, ни ощущать, ни запоминать. В психологии н психотерапии закрепилось представление о новорождениом, как о (tabula rasa) «чистой доске», записи на которой начинаются только после рождения. Самые последние исследования в данной области свидетельствуют, что опыт внутриутробной жизни и биологического рождения записывается в памяти ребенка. Работы Станислава Грофа, Томаса Верни, Девида Чемберлена, Шамиля Ташаева в других показывают, что в необычном состоянии сознания возможна возрастная регрессия (т.е. возвращение в своё прошлое) и повторное ПРОЖИВАНИЕ событий, происходивших в период внутриутробной жизни, рождения и самого раннего детства человека. Уже более 20 лет существует наука «Перинатальная психология», согласно которой пренатальная стадия жизни — это период, который формирует человека, определяет всю его последующую жизнь.

«Наблюдательные и смекалистые деревенские жители знали, что благополучие ребёнка закладывается тогда, когда он находится в матери» (Ж.В. Цареградская «Ребёнок от зачатия до года», Москва, АСТ «Астрель», 2002г., стр. 66-67). То есть для матери в период ее беременности должны быть созданы такие условия, которые бы обеспечили возможность совместного телесного и духовного роста и развития ее ребенка. Вторая часть абсолютно выпадает из приказа министерства здравоохранения Росснйской федерации № 50 от 10.02.2003 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях». В разделе «Организация наблюдения и медицинской помощи беременным» говорится: «При первом обращении женщины в консультацию по поводу беременности врач ... обращает особое внимание на ... перенесённые заболевания ... выясняет наличие у родственников сахарного диабета, гипертонической болезни, туберкулёза, психических, онкологических заболеваний, ... наличие в семье детей с врождёнными и наследственными заболеваниями. Необходимо получить сведения о перенесённых женщиной заболеваниях, особенно краснухе, токсоплазмозе, генитальном герпесе, цитомегаловирусной инфекции, хроническом тонзиллите, болезнях почек, лёгких, печени, сердечно-сосудистой, эндокринной, онкологической патологии, повышенной кровоточивости, операциях, переливании крови, аллергических реакциях, а также об употреблении табака, алкоголя, наркотических или токсических средств. Уточняется наличие в анамнезе инфекций, передаваемых половым путём (генитального герпеса, сифилиса, гонореи, хламидиоза, уреаплазмоза, микоплазмоза, ВИЧ (СПИД)-инфекций, гепатита В и С)... Во время осмотра беременной измеряется масса тела, артериальное давление на обеих руках, обращается внимание на цвет кожных покровов и слизистых оболочек, выслушиваются топы сердца, лёгкие». И так далее... Подробно расписывается, когда и какие анализы нужно брать, чтобы выявить гонорею, сифилис или уродство плода и ни слова о духовном развитии малыша! Кроме того, в сегодняшней медицине многие анализы стали платными, и для того, чтобы заставить беременных сдавать их, врачи нередко просто запугивают беременных женщин. Запугивание также является основным аргументом при госпитализации беременных в стационар.

Не сложно понять, какое влияние на формирование личности оказывает общение. Однако, согласно нашим государственным законам, беременная в течение первых 30 недель беременности обязана «общаться со своим станком» или другим рабочим местом. Свободное время для себя и ребёнка беременным даётся только в декретном отпуске. т.е. в последние 10 недель.

Широко распространённое выражение, относящееся к беременным: «будущая мама», тоже является очень многозначительным. Что же, если 9 месяцев беременная не мама, значит, нет и ребёнка? Да нет, все знают, что есть плод в утробе женщины, а вот в отношении личности — большинство людей уверены, что сначала ребёнок должен родиться, затем немного подрасти, а уже потом, когда он научится говорить и понимать слова, ему объяснят: " что такое «хорошо» и что такое «плохо». Результат говорит сам за себя: какие созданы условия, такие и формируются личности. Если к этому добавить еще (из учебника Акушерство), что «Роды — это физиологический процесс, во время которого происходит ИЗГНАНИЕ из матки через родовые пути плода, плаценты с оболочками и околоплодными водами», то получается, что жизнь начинается с «изгнания»(!).

В результате такого технократического подхода, роды перестали быть естественным процессом, а разобщение матери и ребёнка после родов, которое практиковалось на протяжении многих десятилетий в родильных домах (депривация), наносило новорожденным тяжёлую психологическую травму. В научных работах многих исследователей (Г.Дик-Рида, 1939, Д.Лилли, 1956, Д. Ширли 1960, И.А. Аршавского, 1962, Д.П.. Зудека, 1969, И.Ф. Новодворской, 1979, Д.Н. Исаева, 1979, С. Грофа, 1979, Л.Орра, 1982, А.И. Захарова, 1982, Й. Лангмейера,1984. З. Матейчека, 1984, Б.П. Никитина, 1988, М. Одена, 1997, и др.) сообщается о тяжелых последствиях депривации (отчуждение новорожденных от матерей). Вопрос этот на сегодняшний день достаточно изучен и позволяет говорить о том, что утрата физиологической зрелости новорожденного (если ребенок с таковой родился), задержка психомоторного развития, снижение иммунитета, проблемы с грудным вскармливанием — все это не самое страшное, к чему приводит изоляция младенца от матери. Исследования учёных в Сухумском обезьяньем питомнике показали печальный итог отсутствия контакта малыша с матерью и искусственного вскармливания: родив, самки убили своих детёнышей: раскусили им головы, оторвали конечности (И.П.Лазарева «Стань ангелом-хранителем»). Т.е. в результате депривации материнский инстинкт был уничтожен уже в первом поколении обезьян!

Несмотря на то, что заданный объем работы не позволяет в полной мере продемонстрировать все причины, приведшие н продолжающие усугублять катастрофическое положение в демографической ситуации в России, приведенного материала достаточно для нижеследующих выводов.

Выводы:

  1. Необходима подготовка молодёжи к будущему родительству: обучение ответственному подходу к рождению детей, обучение здоровому образу жизни;

  2. Необходимо создание обучающих программ для медицинских работников: внедрение знаний о перинатальной психологии среди персонала женских консультаций и родильных домов;

  3. Необходимо пересмотреть приказы Министерства Здравоохранения, которые регламентируют работу женских консультаций и родильных домов, в которых должно быть отражено изменение отношения к внутриутробному плоду, — не как к неодушевлённому объекту, а как к Живому Духовному Существу;

  4. Поскольку рождаются слабые и больные дети, то особая нагрузка после родов ложится на педиатров, а это значит, необходимо объединить усилия и создать СИСТЕМУ обучения педиатров: необходимости коррекции психологических травм перинатального периода в как можно более ранние сроки, и создание условий для Духовного развития ребёнка с самого раннего возраста.